муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сал «Ладушка» Родионово-Несветайского района ПРИНЯТО на педагогическом совете № 3 от 28.02.2017 г. УТВЕРЖДЕНО приказом № 21-Д от 01.03.2017г. Заведующий МБДОУ детским садом «Ладушка» _______________ Л.Ф.Тимченко ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО. сл. Родионово-Несветайская 2017 1 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: - федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Уставом ДОУ. 1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников. 1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада. II. Цель и задачи взаимодействия 2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.2. Задачи: - повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; - выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста; - выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся на принципах педагогики ненасилия; - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов ДОУ; - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. III. Основные принципы работы детского сада Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада: - функционирование ДОУ как открытой системы; - активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; 2 - понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; - приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; - формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной культуре; - амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; - личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом ДОУ, договором с родителями, положением о Совете родителей и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения). IV. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи Приоритетны следующие направления работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. V. Организация работы 5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы Совета родителей ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ. 5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; 3 - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: - целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей); планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; - учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения к здоровому образу жизни; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости и доброжелательности по отношению к родителям. 5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса: - посещение семей; - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - консультации; - семинары-практикумы; - конференции для родителей; - дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - круглые столы; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли, экскурсии; 4 - анкетирование, тестирование, опросы; - почта доверия (ящик «горячих вопросов», «ларец пожеланий»). 5.6. Организация методической работы с педагогами: - семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: - методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); - методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей. Условия внутреннего взаимодействия: - создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; - переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, спортшколой района, школой искусств, краеведческим музеем, библиотекой, домом культуры, Центром детского технического творчества. VI. Контроль 6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в ДОУ возложена на заведующего ДОУ и заместителя заведующего по ВМР. 6.2. В качестве добровольной общественной организации выступают Родительские комитеты в группах и Совет Учреждения – представительный орган родительской общественности. 6.3. Совет Учреждения призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) 5 законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. VII. Документация Для организации взаимодействия ведется следующая документация: - план работы с родителями ДОУ (как часть годового плана), группы на учебный год; - протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом кабинете); - протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); - конспекты мероприятий (общесадовских – хранятся в методкабинете, групповых – в группе); - результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований, анкетировании с выводами, сравнительный анализ, рекомендации (хранятся в группе на протяжении всего пребывания воспитанника в ДОУ); - протоколы заседаний Совета Учреждения (хранятся в методкабинете). 6