Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сал «Ладушка» Родионово-Несветайского района

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
№ 3 от 28.02.2017 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 21-Д от 01.03.2017г.
Заведующий МБДОУ
детским садом «Ладушка»
_______________ Л.Ф.Тимченко

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

сл. Родионово-Несветайская
2017
1

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и
нормативными документами системы образования:
- федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Уставом ДОУ.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный
подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
II. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых
ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.2. Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций
семейной культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и
повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств
ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического,
социально-нравственного,
художественно-эстетического,
познавательного,
базирующихся на принципах педагогики ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с
семьей со стороны специалистов ДОУ;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
III. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование ДОУ как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с
использованием
современных
технологий
и
интерактивных
методов
взаимодействия детского сада и семьи;
2

- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию
воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на
формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих
более продуктивному их усвоению;
- формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания,
здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, представлений о смысле
жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их
семей к традиционной культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего
взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в
разно- и одновозрастном коллективах);
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога;
- личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с
Уставом ДОУ, договором с родителями, положением о Совете родителей и иными
локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией);
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
IV. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи
Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс
формирования ценностных ориентиров в домашних условиях и условиях
сотрудничества с детским садом;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной
деятельности и содружества семьи и детского сада.
V. Организация работы
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами,
стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы Совета
родителей ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие
этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;
3

- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию
системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
детского сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать
ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих
ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
к здоровому образу жизни;
ценностно-ориентированный
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между
педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости и доброжелательности по отношению
к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса:
- посещение семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для
родителей);
- активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- круглые столы;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли, экскурсии;
4

- анкетирование, тестирование, опросы;
- почта доверия (ящик «горячих вопросов», «ларец пожеланий»).
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и
проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и
формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и
детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования
запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование
партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей.
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога.
Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные
экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт
детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами
прошедших мероприятий.
5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и
социальными структурами: общеобразовательной школой, спортшколой района,
школой искусств, краеведческим музеем, библиотекой, домом культуры, Центром
детского технического творчества.
VI. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в
ДОУ возложена на заведующего ДОУ и заместителя заведующего по ВМР.
6.2. В качестве добровольной общественной организации выступают Родительские
комитеты в группах и Совет Учреждения – представительный орган родительской
общественности.
6.3. Совет Учреждения призван помогать детскому саду в его работе и
организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями)
5

законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической
пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников.
VII. Документация
Для организации взаимодействия ведется следующая документация:
- план работы с родителями ДОУ (как часть годового плана), группы на учебный
год;
- протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом
кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
- конспекты мероприятий (общесадовских – хранятся в методкабинете, групповых
– в группе);
- результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических
исследований, анкетировании с выводами, сравнительный анализ, рекомендации
(хранятся в группе на протяжении всего пребывания воспитанника в ДОУ);
- протоколы заседаний Совета Учреждения (хранятся в методкабинете).

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».