муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ладушка» Родионово-Несветайского района
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического
совета МБДОУ детского сада
«Ладушка»
(протокол № 1 от 29.08.2023 г.)
Приказом № 141 от 31.08.2023
Заведующий МБДОУ
детским садом «Ладушка»
А.Н. Сузина
Положение о внутренней системе
оценки качества образования
сл. Родионово-Несветайская
2023
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования
(далее —ВСОКО)
определяет
цели, задачи,
принципы, ее организационную и
функциональную
структуру,
реализацию
(содержание
процедур
контроля и
экспертной оценки качества образования) в МБДОУ детском саду «Ладушка»
(далее — МБДОУ).
1.2.
Настоящее Положение о ВСОКО разработано в соответствии:
с
Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155;
ФОП ДО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022
№ 1028;
Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662;
Порядком
проведения самообследования образовательной организацией,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462;
показателями
деятельности
дошкольной
образовательной
организации,
подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Минобрнауки России
от 10.12.2013 № 1324;
Уставом МБДОУ.
1.3.
Система оценки качества образования представляет собой совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих единую оценку эффективности образовательных программ, реализуемых в
учреждении.
1.4.
Основными пользователями результатов системы оценки качества
образования МБДОУ являются администрация, сотрудники, родители воспитанников.
1.5.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников МБДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии
с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по
совместительству.
1.6.
МБДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
2. Цели и задачи ВСОКО
2.1. Целью внутренней системы оценки качества дошкольного образования в МБДОУ
является получение объективной информации о состоянии качества дошкольного
образования в учреждении и тенденции его изменения, принятие обоснованных
управленческих решений по достижению качественного образования дошкольников.
2.2. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: сбор, обобщение,
анализ информации о состоянии качества дошкольного образования и основных
показателях функционирования учреждения.
2.3. В основу системы оценки качества образования в МБДОУ положены следующие
принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации
о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных
особенностей развития отдельных воспитанников при индивидуальных
показателях развития воспитанников;
предупреждения негативных тенденций в организации образовательного
процесса;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
осуществления прогнозирования развития важнейших процессов на уровне
образовательной организации.
Функционирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования
МБДОУ ориентируется на основные аспекты качества образования в соответствии
с ФГОС ДО и ФОП ДО: качество результатов, качество условий, качество организации
образовательного процесса.
3. Организационная структура ВСОКО
3.1. Организационная структура МБДОУ, которая обеспечивает внутреннюю оценку
качества образования и интерпретацию полученных результатов, включает
в себя администрацию МБДОУ, педагогический совет, рабочую группу по сбору,
обработке полученной информации в МБДОУ.
3.2. Администрация МБДОУ:
формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование
ВСОКО в МБДОУ, утверждает их приказом заведующего МБДОУ
и контролирует их исполнение;
обеспечивает
в соответствии с ОП ДО в МБДОУ
проведение
мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам
качества образования;
организует сбор, обработку, хранение и представление информации
о состоянии качества образования на уровне МБДОУ;
формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки
качества образования в МБДОУ;
принимает управленческие решения по повышению качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации
ВСОКО.
3.3. Общее собрание работников МБДОУ:
заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам
оценки качества образования в МБДОУ;
принимает решения по повышению качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе оценки качества.
3.4. Рабочая группа МБДОУ (избираемые по рекомендациям коллегиального органа
наиболее компетентные работники, например, заместитель заведующего, педагогпсихолог, старшая медицинская сестра (если есть), воспитатели и т. п.):
осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества
образования в МБДОУ;
участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих
состояние и динамику качества образования в МБДОУ.
4. Содержание ВСОКО
4.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является соблюдение
обязательных требований действующего законодательства РФ в части дошкольного
образования (п. 1.1 ФГОС ДО).
4.2. Предметом ВСОКО являются:
качество условий реализации ОП ДО МБДОУ;
качество организации образовательной деятельности в МБДОУ;
качество результатов реализации ОП ДО МБДОУ.
4.2.1. Система оценки качества условий реализации ОП ДО МБДОУ включает в себя:
4.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие
компонентов развивающей предметно-пространственной среды реализуемой ОП ДО,
возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО.
4.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям:
наличие условий в МБДОУ для детей с ОВЗ (при наличии);
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их
соответствие требованиям пожарной безопасности;
учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное
обеспечение образовательного процесса).
4.2.1.3. Требования к кадровым условиям: укомплектованность МБДОУ педагогическими
кадрами в соответствии со штатным расписанием МБДОУ, квалификационными
требованиями к занимаемой должности, уровню образования и уровню квалификации.
4.2.1.4. Требования к психолого-педагогическим условиям:
наличие условий в МБДОУ для осуществления медицинского сопровождения
воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья;
наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам
воспитания и обучения воспитанников, инклюзивного образования (в случае его
организации);
наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП
ДО;
оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в МБДОУ
(результативность реализации специфических мероприятий, направленных на
обеспечение физического развития детей: программы, технологии).
4.2.1.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ОП
ДО исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания.
4.2.2. Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной
деятельности включает в себя оценку:
рациональности выбора методов и технологий в соответствии с содержанием ОП
ДО;
качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской,
изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной
литературы) и в ходе режимных моментов;
качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными
партнерами.
4.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в МБДОУ.
Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения
ОП ДО включает в себя оценку:
динамики индивидуального развития детей при освоении ОП ДО;
динамики показателей здоровья детей;
динамики уровня адаптации детей к условиям МБДОУ;
уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их
образовательных достижений);
уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной
деятельности;
уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования в МБДОУ.
4.3. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в
МБДОУ составляется план функционирования ВСОКО на учебный год, в котором
определяются формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества
образования, ее периодичность, ответственные и исполнители. План внутреннего
мониторинга является составной частью планирования деятельности МБДОУ на
учебный год.
4.4. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
сбор информации на основе используемых методик;
анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете МБДОУ;
выявление влияющих на качество образования факторов, принятие
управленческих решений по устранению отрицательных последствий;
формулирование основных стратегических направлений развития
образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
4.5. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах,
отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть,
выводы и конкретные реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и
ответственных исполнителей.
4.6. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления
ежегодного отчета МБДОУ о результатах самообследования деятельности.
4.7. Результаты педагогической диагностики (мониторинга)
исключительно для решения следующих образовательных задач:
могут
использоваться
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
5. Методы сбора и обработки информации о ВСОКО
5.1. К методам сбора информации относятся:
Опрос — метод, включающий в себя стандартизированные и нестандартизированные
опросы. Стандартизированные опросы рассматриваются как опросы, дающие прежде всего
общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы не
предполагают жестких рамок. Они позволяют варьировать поведение исследователя в
зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируются программные вопросы,
соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь
специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на
доступном неспециалисту языке. В опросе могут принимать участие родители
воспитанников учреждения, представители учредителя, сотрудники, представители школ,
общественных организаций, социальные партнеры, представители управления образования.
Наблюдение — организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие
психических, педагогических явлений с целью их изучения в определенных условиях.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс
(явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и
наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие
исследователя зачастую оказывает влияние на его поведение.
Анализ документации — представляет собой метод сбора информации о явлениях
и процессах с помощью документальных источников. Назначение данного метода —
извлечь и зафиксировать информацию из документа, которая потом будет
использоваться для изучения проблемы исследования.
Посещение групп — проводится с целью оценки профессиональной деятельности
педагогов, выявления точек роста педагогических и методических навыков, повышения
качества образовательного процесса.
Анкетирование — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства
для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов
— анкета.
Тестирование — применяется для определения соответствия предмета испытания
заданным спецификациям: тест определяется как система заданий возрастающей трудности,
специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить
структуру подготовленности тестируемых.
Анализ продуктов детской деятельности может
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные
характеристики существенно дополнят результаты
осуществляться на основе изучения
аппликации, фотографий работ по
в процессе анализа качественные
наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
5.2. К методам обработки и накопления информации относятся:
Совокупность операций (сбор, ввод, запись, преобразование, считывание, хранение,
уничтожение, регистрация), осуществляемых с помощью технических и программных
средств, включая обмен по каналам передачи данных.
Использование информационных систем:
Google-формы, с помощью которых можно создавать опросы с разными
типами вопросов, а также анализировать результаты в реальном времени
и с любого устройства;
Microsoft Excel — программа для работы с электронными таблицами, а также
функциональный инструмент визуализации и анализа данных.
6. Мониторинг показателей ВСОКО
Мониторинг показателей качества осуществляется по шкалам МКДО, и проведение
мероприятий мониторинга фиксируется в следующих направлениях:
№
Показатели качества
п/п
1
Обеспечение качества образовательных программ
2
Обеспечение качества содержания образовательной деятельности по пяти
образовательным областям (социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие)
3
Обеспечение качества образовательных условий (кадровые условия, развивающая
предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
4
Обеспечение качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной
деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами,
индивидуальная поддержка развития детей в семье)
5
Обеспечение качества здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру
и уходу
6
Обеспечение качества дошкольного образования для детей с ОВЗ
7
Обеспечение качества управления
8
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
образовательных программ
9
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты, по итогам мониторинга показателей качества
образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
10
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
образовательных условий (кадровые условия, развивающая предметно-
пространственная среда, психолого-педагогические условия)
11
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности,
удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная
поддержка развития детей в семье)
12
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу
13
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
дошкольного образования для детей с ОВЗ
14
Осуществление самоанализа с элементами кластеризации и факторами,
влияющими на результаты анализа по итогам мониторинга показателей качества
управления
7. Регламент проведения ВСОКО
7.1. В МБДОУ внутренняя оценка качества проводится два раза в год (сентябрь, май).
7.2. Экспертная рабочая группа по проведению ВСОКО:
создается приказом заведующего МБДОУ;
разрабатывает, уточняет и корректирует методики ВСОКО;
участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние
и динамику развития МБДОУ;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам ВСОКО;
обеспечивает на основе ОП ДО в дошкольном учреждении контрольнооценочные процедуры, мониторинговые, социологические и статистические
исследования по вопросам качества образования;
создает рабочие и творческие группы по разработке и реализации плана
улучшения качества образовательных условий в МБДОУ.
7.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
Нормативно-установочный:
определение основных показателей, инструментария;
определение ответственных лиц;
подготовка приказа о сроках проведения.
Информационно-диагностический:
сбор информации с помощью подобранных методик.
Аналитический:
анализ полученных результатов;
сопоставление результатов с нормативными показателями;
установление причин отклонения, оценка рисков.
Итогово - прогностический:
предъявление полученных результатов на уровень педагогического
коллектива;
разработка дальнейшей стратегии работы МБДОУ;
публикация результатов ВСОКО на сайте МБДОУ.
8. Адресные рекомендации на основе мониторинговых данных
8.1.
После систематизации полученной информации и анализа имеющихся данных в
учреждении происходит разработка рекомендаций на последующий период.
Адресные рекомендации могут быть подготовлены как администрацией учреждения, так
и творческими рабочими группами.
8.2.
На основе мониторинговых данных могут быть определены успешные практики
педагогических работников учреждения. Выявленным педагогическим работникам даются
рекомендации по дальнейшему использованию их практик.
8.3.
На основе мониторинговых данных разрабатываются методические материалы,
направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие с
семьями воспитанников, управление, развитие образовательных условий, услуг по присмотру
и уходу и т. п.
9. Меры и мероприятия, направленные на развитие качества
образовательной среды
9.1. На основе проведенного анализа формируются планы повышения качества образования
(дорожные карты), разрабатываются комплексы мер, принимаются управленческие решения,
мероприятия по следующим показателям:
обеспечение качества образовательных программ;
обеспечение качества содержания образовательной деятельности по пяти
образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие);
обеспечение качества образовательных условий;
обеспечение качества взаимодействия с семьей;
обеспечение качества здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и
уходу;
обеспечение качества дошкольного образования для детей с ОВЗ;
обеспечение качества управления.
10. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
10.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
основным потребителям результатов ВСОКО;
средствам массовой информации через публичный доклад заведующего
дошкольным образовательным учреждением;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества
образования на официальном сайте детского сада.
10.2.
Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие
в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных
объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке
качества образования, регламентирующие реализацию процедур контроля и оценки качества
образования, устанавливаются нормативными документами.
11. Заключительные положения
11.1.
Настоящее Положение о ВСОКО является локальным нормативным актом
МБДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11.3.
Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного
образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом
6.1 настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
11.4.
Лица, осуществляющие оценку качества образования в МБДОУ, несут
ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам
оценки.
11.5.
Заведующий МБДОУ несет ответственность за предоставление информации об
уровне качества образования учредителю и размещение на сайте МБДОУ.
12. Делопроизводство
12.1. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и
др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет.
12.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив
МБДОУ.