Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию

О. А. Воронкевич

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ!»
Парциальная программа

Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС
2020

ББК 74.100.5
В75

В75

Воронкевич О. А.
«Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 144 с.
ISBN 978-5-907317-28-4
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!», входящая в авторский методический комплект, окажет неоценимую помощь практическим работникам ДОО, занимающимся экологическим воспитанием дошкольников. Программа рассчитана на последовательную реализацию
во всех группах детских дошкольных учреждений, начиная с младшей. Разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для
наиболее успешной работы по программе изданы рабочие тетради, наглядно-методические пособия
и конспекты занятий для разных возрастных групп.

ББК 74.100.5

ISBN 978-5-907317-28-4

© О. А. Воронкевич, 2020
© Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

Светлой памяти моего учителя Н. Н. Кондратьевой посвящается

От автора
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» разработана
с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы реализуется в таких
видах детской деятельности, как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из природного материала. Экологическое развитие осуществляется в процессе освоения детьми всех
образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного,
бережного отношения детей друг к другу и к объектам природы, формирование основ экологической культуры.
Речевое развитие: составление описательных рассказов экологического
содержания, развитие у детей интереса к художественной литературе о природе; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению экологических сказок и рассказов.
Познавательное развитие: развитие у детей познавательных психических процессов на материале экологического содержания, умения высказывать
логические суждения и формулировать выводы.
Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств через восприятие произведений живописи, отражение красоты природы в изобразительной деятельности.
Физическое развитие: формирование у детей представлений о ценности
здорового образа жизни, развитие двигательных умений и навыков на основе
подвижных игр экологического содержания.
Инновационная идея парциальной программы заключается в создании
целостного интегрированного подхода к формированию у детей дошкольного
возраста основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
К парциальной программе разработан и издан в издательстве «ДЕТСТВОПРЕСС» учебно-методический комплект, который включает рабочие экологические тетради, демонстрационные картины и динамические модели,
дидактический материал, дневники занимательных экспериментов, наглядную информацию для родителей, комплексно-тематическое планирование

3

образовательной деятельности, детские экологические проекты, беседы по
картинам известных русских художников.
Предлагаемая парциальная программа была испытана педагогами творческой группы дошкольных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга.
Автор выражает особую благодарность педагогам дошкольных учреждений,
принимавшим активное участие в разработке и внедрении данной программы: М. Ю. Ульяновой, В. Н. Черниковой, Е. С. Николаевой, М. Н. Кукушкиной,
М. А. Барсуковой, Н. В. Кошуро, Ю. В. Герасимовой, О. И. Зудовой,
Е. М. Дубиничевой, Т. Н. Струковой, В. А. Лавровой, Е. В. Евстафьевой,
В. В. Безбородовой, Т. Ю. Тинко, М. В. Павловой, Н. А. Новиковой.
На протяжении ряда лет парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» успешно реализуется в дошкольных учреждениях Северо-Западного
региона России. Практико-ориентированная направленность учебных материалов, представленных в учебно-методическом комплекте, получила высокую
оценку педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Автор программы, методист Информационно-методического центра
Калининского района Санкт-Петербурга, проводит презентацию данной программы на городских, региональных и международных семинарах и конференциях.
В 2014 году парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!»
стала дипломантом конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» в номинации «Образовательная деятельность», продукт «Учебнометодический комплекс для дошкольных организаций».

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования предполагает формирование общей культуры личности детей,
в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок
учебной деятельности.
Огромная роль в реализации этой задачи отводится экологическому образованию детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы
позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за
объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов),
сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять
животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников, изложенные в трудах ученых — представителей петербургской школы
П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шиленок:
 системное строение природы;
 понятие «живое» как основа экологического образования;
 единство живой и неживой природы;
 приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
 единство человека и природы как основы экологического сознания.
Основой перспективного и календарного планирования в соответствии
с программой является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать освоение ребенком материала во всех образовательных областях.
Содержание плана работы предусматривает использование педагогами
разнообразных методов:
 наглядных (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);
 словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
 практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).
5

Наряду с традиционными методами программа предусматривает следующие современные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей
с разными агрегатными состояниями воды используется прием ТРИЗ «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния
воды. На занятиях и в обобщающих беседах применяются отдельные приемы
мнемотехники — мнемотаблицы и коллажи. Но особо важное значение имеет
использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение
и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании
в совместной деятельности с детьми игровых проблемных ситуаций, которые
стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения
пронизывает все содержание программы «Добро пожаловать в экологию!». Он
позволяет превратить образовательную деятельность в увлекательную игру.
Программа предполагает использование воспитателями метода наглядного
моделирования, разработанного на основе идей известного детского психолога
Л. А. Венгера, который путем исследования пришел к выводу, что в основе
развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук Н. Н. Кондратьевой.
Модель образовательного процесса
Перспективный план работы на каждый месяц начинается с задач.
Задачи разделены на три группы:
1-я группа — задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.
2-я группа — задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.).
3-я группа — воспитательные задачи, направленные в первую очередь на
воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за
растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В конечном итоге все эти задачи направлены на достижение единой цели —
осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Содержание перспективного плана реализуется в следующих направлениях:
— непрерывная образовательная деятельность;
— совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах;
— самостоятельная деятельность детей в центрах детской активности.

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности
в различные возрастные периоды
2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА

Ос е н ь
Задачи
 Формировать представления детей об осенних изменениях в природе.
Сентябрь: (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).
Октябрь: наблюдать изменения в природе в период золотой осени — листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались,
птицы, которые питались насекомыми, улетели.
Ноябрь: формировать представления об изменениях в неживой и живой
природе поздней осенью (стало еще холоднее — изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).
 Знакомить с основными видами овощей и фруктов.
 Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение
и животное).
 Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.
 Знакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья
комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые
действия, результат). Закрепить названия частей растения.
 Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от
рассматривания растения и общения с домашним животным.
 Воспитывать желание участвовать в труде.
 Развивать познавательный интерес к жизни зверей в лесу.
Непрерывная образовательная деятельность
Наблюдение за котенком
Цели. Развивать умение анализировать структуру объекта. Учить различать характерные признаки кота. Развивать умение соотносить анализатор
и признаки объекта.
17

Рассматривание комнатного растения — бальзамина
Цели. Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень,
стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать
способность переживания чувства радости от рассматривания растения.
Наблюдение за рыбкой
Цели. Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта.
Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища.
Рассматривание дерева
Цели. Уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.
Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме»
Цели. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
Мытье комнатного растения
Цели. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса.
Воспитывать желание ухаживать за растением.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Наблюдения и опыты
Сентябрь
 Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт
по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся
в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
 Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
 Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой, как летом).
 Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры). По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.
Октябрь
 Длительные наблюдения за кленом и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев, наблюдать за сменой окраски листьев).
 Наблюдения за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кормлением рыбки. Знакомство с аквариумом.
 Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу
вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.
 Знакомить детей с понятием «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

18

Ноябрь
 Наблюдение за отлетом перелетных птиц.
 Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук — в щель, бабочки —
под кору деревьев, пчелки — в дупло, жуки забираются в кору).
 Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).
Поручения. Найти самый большой, самый маленький листок на участке.
На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы,
каштанов, шиповника.
Экологические игры. «Угадай растение по описанию», «Найди листок,
какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай
на вкус» (овощи и фрукты), «Где прятались матрешки?», «Найди, о чем расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты),
«Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где спряталась рыбка?», «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Угадай, что в руке», «Найди такой
же», «Кто где зимует?», «Помоги белке», «Зимние запасы», «Сложи картинку»,
«Подготовь зайку и белочку к зиме».
Словесные экологические игры. «Зайчик в беде», «Помоги белке».
Подвижные игры. «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот
и мыши», «Караси и щука», «Акулы и рыбки», «Кот-рыболов», «Добеги до
дерева», «Мой козлик».
Чтение художественной литературы. С. Я. Маршак «Усатый-полосатый»;
В. Г. Сутеев «Кто сказал “Мяу”?»; К. Д. Ушинский «Васька»; Л. Н. Толстой
«Спала кошка на крыше»; Н. Д. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»; И. А. Бунин
«Листопад» («Березы желтою резьбой...»); О. И. Высотская «Елочка»;
М. С. Пляцковский «Плачет ива у дорожки...»; И. Семенова «Березка»;
Н. В. Нищева «Ветер по лесу летал...»; Г. П. Виеру «Ива, ивушка моя!»;
И. П. Токмакова «Осинка»; П. Н. Воронько «Березка»; А. А. Блок «Зайчик»;
Е. И. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за
зверь?»; В. В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!»; И. С. Соколов-Микитов
«Еж», «Белка», «Беляк»; Э. Ю. Шим «Кто как одет»; А. А. Фет «Ласточки пропали...»; А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»; Я. Л. Аким
«Осинка»; А. Н. Майков «Осень».
Фольклор. Песенки-потешки «Как у нашего кота», «У кота ли, у кота»;
загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «Почему кот моется
после еды» (литовская), стихи-потешки о рыбке, загадки о лесных зверях,
потешки «Шла лисичка по мосту...», «Сидит белка на тележке», «Волчокволчок...».
Беседы. «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке), «Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде?» (беседа об

19

СТАРШАЯ ГРУППА

Ос е н ь
Задачи
 Формировать представления об осенних изменениях в природе.
Сентябрь: формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели
овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться); развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов
в лесу; похолодало — первыми спрятались насекомые).
Октябрь: продолжать формирование представлений о втором периоде осени — золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение
светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев).
Ноябрь: закреплять представление о последнем периоде осени. Ноябрь —
это «ворота зимы». (Дождь часто идет со снегом; средняя температура становится ниже 0 °C.) Наблюдения за термометром; обратить внимание на то, что
дуют холодные ветры.
Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня
и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).
Закреплять представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают; перелетные птицы улетают на юг,
зимующие — ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений).
 Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки.
 Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышат,
двигаются, питаются, растут, размножаются).
 Формировать интерес к человеку как биологическому объекту. Устанавливать связи между внешним строением человека и его образом жизни.
 Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь.
 Поддерживать детскую инициативу через экспериментальную деятельность.
 Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Непрерывная образовательная деятельность
Наблюдение за черепахой
Цели. Обобщать знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к поведению животных.
53

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов
Цели. Закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов
(форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает
овощи и фрукты (на огороде — овощеводы, в саду — садоводы). Развивать
умение ребят сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер
поверхности, рост, вкус, место произрастания — сад, огород). Формировать
представления о плоде и семени, познакомить с моделями плода и семени.
Беседа о домашних животных
Цели. Закреплять понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки внешнего сходства домашних животных с предметами, расположенными вокруг (элементы ТРИЗ). Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь)
Цели. Знакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Развивать умение распознавать эти растения по
их характерным особенностям: пшеницу (колос метелкой, тугой, с короткими
волосинками, золотой), овес (колосок длинный, зернышки и волосинки тоже
длинные, напоминают сережки), ячмень (зернышки округлые, колосок серого
цвета, волосинки длинные, но короче, чем у овса), рожь (колосок крепкий, коричневато-золотистый, почти без волосинок). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.
Беседа «Чудесное яблоко»
Цели. Знакомить с органом чувств — глазом — и его основными функциями. Формировать познавательный интерес к человеку.
Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река»
Цели. Расширять представления об окружающем мире: реки и их характерные признаки, возникновение рек. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. Развивать умение детей сравнивать, расширять и активизировать словарь детей.
Рассматривание и сравнение лисы и собаки
Цели. Уточнять и закреплять знания детей об особенностях внешнего вида
собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, способ передвижения).
Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении —
звери, птицы, рыбы, насекомые (логические задачи). Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей. Развивать мышление, учить думать, отстаивать свое суждение, развивать память.

54

Воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.
Рассматривание и сравнение комнатных растений
Цели. Закреплять знания детей о комнатных растениях (герань душистая,
зональная, бегония «Рекс», аспидистра). Название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растением.
Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей (корень, стебель, лист, цветок), сравнивать растения, находить
общее и различия. Закреплять знания детьми моделей, умение использовать их
при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев).
Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире»
Цели. Знакомить с важным органом чувств — ухом. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила; объяснить,
что ухо — очень чувствительный и нежный (ранимый) орган, от состояния
которого зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение
к своему здоровью.
Кто живет в реке и в озере?
Цели. Развивать умение классифицировать обитателей рек и озер.
Совершенствовать связную речь.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Наблюдения и опыты
Сентябрь
 Наблюдения за солнцем (светит ярко, долго). Спросить, как солнце грело
летом и как греет теперь. Обратить внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером).
 Наблюдения за погодой. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди (вспомнить признаки грозы). Обратить внимание на
утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).
 Наблюдения за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клена, березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых
цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
 Наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало
меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых
на участке.

55

 Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.
Октябрь:
 Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить
с сентябрем (кроме дождей — мокрый снег, иней по утрам).
 Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину
быстрого движения туч.
 Наблюдения за почвой. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет
разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути.
Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать
выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке
всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание
детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные
вещества и влагу.
 Опыт с водой «Первые заморозки». Цель: показать зависимость состояния
воды от температуры воздуха. Содержание. В две банки налить одинаковое
количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая —
остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице,
в группе. Определить причину замерзания воды.
 Наблюдения за птицами. Наблюдать, какие птицы остаются зимовать
(воробьи, галки, вороны — всеядные); отметить, что все чаще можно увидеть полевых воробьев, на зиму они перелетают ближе к людям — подкормиться.
 Длительное наблюдение за многолетним растением — одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик, — весной здесь вырастет новый.
 Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. Обсудить с детьми, почему октябрь называют «золотым периодом» осени. Обратить их внимание на
то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.
Ноябрь
 Продолжить наблюдения за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь — «сумерки года» (обсудить с детьми, почему так говорят).

56

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение парциальной программы
Учебно-методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!»
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь для
детей 3—4 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь для
детей 4—5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь для
детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь для
детей 6—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Дидактический материал для детей 4—5 лет — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Дидактический материал для детей 5—6 лет — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» Дидактический материал для детей 6—7 лет — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Демонстрационные
картины и динамические модели для занятий с детьми 4—5 лет. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Демонстрационные
картины и динамические модели для занятий с детьми 5—6 лет. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Демонстрационные
картины и динамические модели для занятий с детьми 6—7 лет. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Наглядная информация
для родителей. Младшая группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Наглядная информация
для родителей. Средняя группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Наглядная информация
для родителей. Старшая группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Наглядная информация
для родителей. Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Детские экологические
проекты. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
105

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Дневник занимательных экспериментов для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Дневник занимательных экспериментов для детей 6—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Тетрадь-тренажер для
работы с детьми 3—4 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Комплексно-тематическое
планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию
в подготовительной к школе группе. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Комплекснотематическое планирование образовательной деятельности по экологическому
воспитанию в средней группе ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Беседы по картинам известных русских художников для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Беседы по картинам известных русских художников для детей 6—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
Краткая аннотация
Инновационная идея учебно-методического комплекта заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ
экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
Рабочие экологические тетради обеспечивают целостное восприятие ребенком мира природы. Дети самостоятельно делают умозаключения и закрепляют их через практическую деятельность в экологической тетради.
Кроме того, экологические тетради содержат структурированный диагностический материал, необходимый для проведения мониторинга.
Демонстрационные картины и динамические модели расширяют представления детей о живой природе, помогают детям самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Альбомы представляют собой качественный современный иллюстративный материал. В подготовительной к школе
группе динамические модели знакомят детей с такими сложными понятиями,
как экологические системы
106

Дидактический материал оказывает педагогам методическую поддержку в реализации парциальной программы. Он включает в себя коллажи,
мнемотаблицы, пиктограммы, наглядные модели, которые широко используются в работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас, развиваются связная
речь, зрительная память и логическое мышление.
Наглядная информация для родителей представляет собой материалы
стендов «Добро пожаловать в экологию!» и помогает взаимодействию педагогов и семьи в экологическом воспитании детей. Материалы разработаны
для всех возрастов на каждый месяц учебного года.
Детские экологические проекты позволяют системно организовать работу с детьми старшего дошкольного возраста по реализации экологических
проектов. В основе проектов лежит совместная деятельность детей, родителей и педагогов. Пособие включает в себя методическое сопровождение
проектов.
Дневники занимательных экспериментов для детей 5—6 и 6—7 лет
позволяют ребенку осмыслить выводы, которые были сделаны в ходе эксперимента, самостоятельно сделать умозаключения и закрепить результат
через практическую деятельность в дневнике. Самостоятельные зарисовки
в дневнике значительно обогащают опыт ребенка.
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей, средней, старшей
и подготовительной к школе группах разработано в соответствии с ФГОС
ДО, оказывает педагогу методическую поддержку и дает возможность интегрировать экологическое развитие ребенка в разных видах детской деятельности и в соответствии с образовательными областями.
Комплексно-тематический план создан с учетом вариантов разнообразной совместной деятельности педагога с детьми и ориентирован на их совместную деятельность. План включает и организацию развивающей предметно-пространственной среды. Методическое сопровождение поможет педагогу сориентироваться в выборе наглядного и дидактического материала
к каждой теме парциальной программы.
Беседы по картинам известных русских художников для детей 5—6
и 6—7 лет помогают решить задачи интеграции экологического и эстетического воспитания дошкольников. С помощью живописи дети учатся понимать
гармонию природы, ее неповторимое своеобразие, удивительные взаимосвязи между ее обитателями. Маленькие жители планеты приобщаются к миру
природы, видя его глазами художника. В ходе бесед по картинам можно добиться развития внимания, способности логически мыслить и делать выводы, связной аргументированной речи, зрительной памяти, интереса к родной
природе и культуре.
107

Содержание
От автора ...................................................................................................................3
Целевой раздел ........................................................................................................5
Пояснительная записка............................................................................................5
Принципы и подходы к формированию парциальной программы .....................9
Возрастные особенности дошкольников, определяющие возможность
формирования основ экологической культуры ..................................................10
Планируемые результаты освоения парциальной программы ..........................15
Содержательный раздел .....................................................................................17
Описание образовательной деятельности
в различные возрастные периоды ........................................................................17
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
парциальной программы .......................................................................................98
Организационный раздел ...................................................................................105
Методическое обеспечение парциальной программы .....................................105
Перечень рекомендуемых методических пособий для реализации
парциальной программы .....................................................................................107
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды..................................................................109
Подготовка педагогов к реализации парциальной программы .......................111
Приложение. Материалы семинара-практикума для педагогов
«Развивающие технологии, методы и приемы формирования
экологической культуры дошкольника» ...........................................................117

Ольга Алексеевна Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию!»
Парциальная программа
Главный редактор С. Д. Ермолаев
Редактор Н. С. Кожина
Корректор Т. В. Никифорова
Дизайнер Н. С. Сенченкова
Верстка А. Л. Сергеенок
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58
E-mail: detstvopress@mail.ru
www.detstvo-press.ru
Представительство в Москве: МОО «Разум»,
127434 Москва, Ивановская ул., д. 34.
Тел.: (499) 976-65-33
E-mail: razum34@gmail.com
www.raz-um.ru
Служба «Книга — почтой»:
ООО «АРОС-СПб»
192029, Санкт-Петербург, а/я 37
Тел. (812) 973-35-09
E-mail: arosbook@yandex.ru
Подписано в печать 20.08.2020.
Формат 70×90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 9,0. Тираж 1500 экз. Заказ №
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ОАО «Первая Образцовая типография»,
филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ».
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 14.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».