муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушка» Родионово-Несветайского района Принят на заседании педагогического совета протокол № 5 от 04.06.2024 г. УТВЕРЖДЁН приказом заведующего МБДОУ детским садом «Ладушка» № 70 от 05.06.2024 ______________ А.Н. Сузина сл. Родионово-Несветайская 2024 Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка» являются определённые темы месяца и тематические недели, которые реализуются через проекты, календарные праздники, развлечения, сезонные явления, познавательно-исследовательскую деятельность. Тематические недели ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к: - явлениям социально-нравственной жизни ребенка; - окружающей природе; - миру искусства и литературы; - традиционным для семьи, общества и государства, праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.); - событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества, День Победы и др.), - сезонным явлениям (Осень разноцветная, Зимушка-зима, Весна красная), - народной культуре и традициям (знакомство с народными праздниками, промыслами). Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. 2024 год – седьмой год Десятилетия детства в России (2018 — 2027 гг., Указ от 29.05.2017); 2024 год объявлен в России «Годом семьи». 2025 год – год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, год мира и единства в борьбе с нацизмом. При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее: - количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями); - указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями; - формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психологопедагогической работы нескольких образовательных областей; - одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период -2 недели); - тема отражается в подборе материалов, находящихся в групп. Тема месяца До свиданья, Лето – здравствуй, Детский сад! 2 Месяц Дата 01.09. Сентябрь 02.0906.09 09.0913.09 Задачи: Развивать познавательную мотивацию, интерес к детскому саду, желание жить в большой дружной семье – детский сад, группа. Воспоминания о лете в продуктивной деятельности. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды». Говорить о пользе даров природы. Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами (представления о сборе урожая осенью). Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и др. работников д/с. Тема недели Задачи Доминирующа Интеграция Проводимые мероприятия. я область ведущих Итоговые мероприятия образовательных темы. областей День Знаний Развивать у детей познавательную мотивацию, СоциальноПознавательное, Чтение стихотворений, интерес к школе, книге. Формировать коммуникативн художественно- беседа с детьми о Дне знаний, дружеские, доброжелательные отношения ое развитие эстетическое, наблюдение за детьми, между детьми. Продолжать знакомить с социальноидущими в школу. детским садом как ближайшим социальным коммуникативное Праздник «День Знаний» окружением ребенка. развитие Неделя Уточнение знаний детей об элементах дороги СоциальноСоциальноЧтение литературы по теме, безопасности (проезжая часть, пешеходный переход, коммуникативн коммуникативное, выполнение заданий в дорожного тротуар), о движении транспорта, о работе ое развитие, художественно- игровой форме на движения. светофора. Знакомство с названием физическое эстетическое, тренировочной площадке, День доброты ближайших к детскому саду улиц и улиц, на развитие физическое, решение ситуативных задач, (6 сентября) которых живут дети. Составление речевое развитие дидактические игры. индивидуальных безопасных маршрутов от Развлечение по ПДД. дома до детского сада. Подведение детей к Мероприятия Дня доброты осознанию необходимости соблюдать правила согласно плану. дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице. - Воспитывать желание делать добрые дела и поступки. Осень. Кладо- Расширять знания детей об осени. Продолжать Познавательно Художественно- Отгадывание загадок, чтение вая природы: знакомить с сельскохозяйственными е развитие, эстетическое, художественной литературы, овощи, фрукты, профессиями. Формировать обобщенные Физическое социальнорассматривание натуры, ягоды. Труд в представления об осени как времени года, развитие коммуникативное, картин, иллюстраций, саду и на приспособленности растений и животных к физическое, дидактических пособий, 3 огороде. 16.0920.09 23.0927.09 Осень. Изменения в природе. Осенняя одежда и обувь День воспитателя и всех дошкольных работников. Моя семья. изменениям в природе, явлениях природы. речевое развитие Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке фруктов и овощей на зиму. Расширять и систематизировать знание детей СоциальноСоциальнооб осени, как о времени года, ее признаках и коммуникативн коммуникативное, явлениях. Развивать умения наблюдать за ое развитие, художественноживыми объектами и явлениями неживой познавательное эстетическое, природы, видеть красоту окружающего развитие речевое развитие природного мира, разнообразия его красок и форм. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Продолжать знакомство с предметами ближайшего окружения, одеждой, обувью. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать первичные представления о СоциальноХудожественнопрофессии воспитателя, расширять коммуникативн эстетическое, представления о профессиях сотрудников ое физическое детского сада (помощник воспитателя, познавательное, развитие музыкальный руководитель, дворник, повар и речевое др.) развитие Продолжать формировать представления детей о семье, её членах; Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.) Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей -Дать понятия «родственники», «родня»; -Развивать представление о семье как о людях, 4 составление описательных рассказов, слушание и разучивание песен, стихов. Выставка рисунков, поделок из овощей, фруктов, листьев: «Что нам осень подарила?» Чтение художественной литературы, рассматривание натуры, картин, иллюстраций, дидактических пособий, составление описательных рассказов, слушание и разучивание песен, стихов. коллективная продуктивная деятельность, выставки творческих работ детей; Наблюдение за трудом сотрудников ДОУ; чтение и разучивание стихотворений по теме праздника; изготовление подарков для сотрудников детского сада. Беседы, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений о бабушке и дедушке, рассматривание фотографий «Моя семья»; рисование «Моя семья»; сюжетно-ролевые, дидактические игры. которые живут вместе, любят друг друга, заботятся; - Формировать ценностные отношения к семейным традициям, обязанностям; - Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Осень золотая. Тема месяца Задачи: Расширять и систематизировать знания о домашних, диких, декоративных животных, о пользе, заботе о них человека. Формировать элементарные экологические представления. Расширять представления детей об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Воспитывать бережное отношение к природе 30.09 – 01.10 - День Воспитывать эмоциональную отзывчивость на Познавательно Речевое, 04.10 пожилого состояние близких людей, формирование е развитие художественночеловека. уважительного, заботливого отношения к эстетическое, Хлеб – всему пожилым родственникам. социальноголова. Продолжить знакомить с сельскохозяйсткоммуникативное венными профессиями, воспитывать уважение развитие к сельскохозяйственному труду людей. Расширять знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Рассказать какой путь он проходит, прежде чем попадает на стол, сколько людей работают для того, чтобы вырастить и приготовить хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. 5 Праздничное мероприятие к Дню дошкольного работника. которую они приносят людям, Изготовление подарков пожилым и поздравление ихблаготворительная акция ко Дню пожилого человека «Делай добро». Рассматривание картин по теме, изготовление поделок из солёного теста, чтение художественных произведений, совместная проектная и исследовательская деятельность детей и взрослых. Интегрированные занятия. 07.10 – 11.10 14.1018.10 Осень золотая! Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе, воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. Закреплять знания детей о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать по листьям; показать значение листопада для жизни углублять знания детей о сезонных изменениях в природе. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального) Птицы и Формировать у детей обобщённые предживотные ставления о птицах и животных, как живых осенью существах, о их подготовке к зиме. Уточнить и расширить представления детей о жизни животных и птиц осенью. Закрепить представление о том, что сезонные изменения 16 октября в природе влияют на жизнь птиц и животных. Всемирный день Учить устанавливать причинноследственные хлеба связи между природными явлениями (отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов). 20.10 - День отца (третье воскресенье Сформировать осознанное понимание значимости отца в жизни семьи и детей. Воспитывать чувство любви и уважения к 6 Познавательно е развитие Социальнокоммуникативное, художественноэстетическое, речевое развитие Интегрированные занятия, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование, экспериментальная исследовательская и проектная деятельность детей и взрослых, рассматривание картин, чтение произведений, слушание музыки, продуктивная деятельность. Праздник осени. Выставка поделок из овощей, фруктов, листьев: «Что нам осень подарила?» Познавательно е развитие, Развитие речи Познавательное, художественноэстетическое, социальнокоммуникативное развитие Рассматривание альбомов, картин; чтение художественной литературы; интегрированные занятия; рисование, аппликация, изготовление поделок; беседы, рассказ, наблюдение за птицами, отгадывание загадок, игрыдраматизации, изготовление кормушек. Коллективные работы по изодеятельности о природе родного края. Изготовление подарков папам; интегрированные занятия о папах; просмотр октября) отцу. видеофильмов, презентаций. 21.1025.10 Все работы хороши! Формировать первичные ценностные представления о труде взрослых; Расширять знания дошкольников о видах труда, о различных профессиях, активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям; Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых, на примерах труда взрослых воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства; Воспитывать положительное отношение к выполнению трудовых обязанностей. Социальнокоммуникативн ое развитие Познавательное, художественноэстетическое, социальнокоммуникативное Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека» и другие; Рассматривание сюжетных картинок, фотографий, альбомов по теме; Чтение познавательной и художественной литературы, интегрированные занятия; Дидактические игры: «Профессии», «Чей инструмент?» и другие. Выставка творческих работ о профессиях. 28.1001.11 28.10 - День бабушек и дедушек Отмечается в России с 2009 г. 28 октября – древнеславянский праздник почитания семьи, известный как Осенние Деды. Социальнокоммуникативн ое развитие, Речевое развитие Познавательное, художественноэстетическое, речевое развитие Наблюдения, игровые ситуации, формы и способы приветствий; ситуативные разговоры, развивающие игры на различение эмоций; сюжетно – ролевые игры; продуктивная деятельность; слушание и пение песен о дружбе. Ты мой друг и я твой друг. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формирование умения договариваться, помогать друг другу. Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям. 7 Тема месяца. Ноябрь 04.11 – 08.11 Моя семья. Моя Родина. Задачи: Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях. Дать элементарные сведения об истории России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за её достижения, Дать детям знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям (толерантность). Дать детям понятие о значимости великого слова – мама. 4 ноября День народного единства (старший дошк. возраст) Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках. Сообщать детям элементарные сведения об истории России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Социальнокоммуникативн ое развитие, Речевое развитие Мой дом, моё село Продолжать знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей Расширять представления о своей слободе, познакомить с достопримечательностями района; Закрепить знания об улице, на которой живёшь, учить правильно и точно называть свой домашний адрес; Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре; Воспитывать любовь к родному краю. Познавательно е развитие, речевое развитие 8 Познавательное, художественноэстетическое, речевое развитие Чтение художественных произведений, просмотр презентаций, видеофильмов. Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Интегрированное занятие. Художественно- Чтение художественных эстетическое, произведений, разучивание социальностихотворений; коммуникативное рассматривание альбомов, развитие книг, открыток, фотографий; экскурсии по родному краю; продуктивная деятельность; Экскурсии по родной слободе; Коллективное творчество. Конкурс люди» чтецов «Родные 11.1115.11 Донской край, казачество Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине». Знакомить детей с жизнью донских казаков, их традициями, обычаями; Формировать гордость за свой край – Ростовскую землю; уважать культуру, обычаи, традиции своего народа. Познавательно е развитие, речевое развитие Художественноэстетическое, социальнокоммуникативное, физическое, речевое развитие Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, песен; просмотр фильмов, рассматривание альбомов, книг, открыток, фотографий; продуктивная деятельность «Изделия донских мастеров», «Семикаракорский фарфор». Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. 20 ноября — Воспитывать через расширение знаний о Всемирный день народах, населяющих нашу страну духовноребёнка нравственные качества личности, патриотизм; Формировать чувство гордости за историческое и культурное наследие россиян; Развивать интерес к истории и культуре других народов. Познавательно е развитие, речевое развитие Художественноэстетическое, социальнокоммуникативное, физическое, речевое развитие Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений; рассматривание альбомов; игры народов России. Досуг «Дружат дети всей Земли!» 12.11 – Синичкин день 18.1129.11 Моя страна, моя планета! Дружат дети всей Земли! 24 ноября День матери. 25 – 30.11 Всероссийская неделя «Театр и дети» Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Воспитывать чувство любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Дать детям представление о театре. Развивать воображение и способности к 9 Выставка рисунков «Мамочка любимая». Итоговое мероприятие по Году семьи «Секреты семейного счастья». Рассматривание картин «Театр». Показ настольного театра. творчеству. Организация в детском условий для театрализованных игр. Тема месяца. 02.1206.12 Д е к а б р ь 09.12 – 13.12 саду Рассказ воспитателя «Правила поведения в театре». Инсценировка сказки по выбору воспитателя Вместе встанем в хоровод – дружно встретим Новый год! Задачи: Обогащать представления детей о зиме, зимней природе. Формировать познавательные потребности у детей, развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, расширять исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Расширять знания детей о жизни животных и птиц зимой. Формировать у детей представление о Новом годе, как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки) Хочу всё знать! Расширять представлений детей об Познавательное СоциальноЧтение познавательной и окружающем мире через знакомство с развитие коммуникативное художественной литературы, элементарными знаниями из различных Художественно развитие разучивание стихотворений, областей наук; -эстетическое, загадывание и отгадывание Формировать познавательные потребности, речевое загадок; развивать исследовательский интерес и развитие речевые игры и упражнения творчество в процессе практического на обогащение и активизацию познания; словаря; Развивать способности к эксперименэкспериментирование, исслетированию, овладению различными способами довательская, проектная познания окружающего мира, мыслительными деятельность; операциями; Развивать самостоятельность, продуктивная деятельность. инициативность, расширять кругозор. Здравствуй, Расширять и обогащать знания детей об Познавательное СоциальноЧтение литературы, разучизимушка-зима! особенностях зимней погоды (холода, развитие коммуникативное, вание стихотворений, песен; заморозки, снегопады, сильные ветры); речевое, слушание музыки; Расширять знания детей о жизни животных и художественнорассматривание альбомов, птиц зимой. эстетическое, картин, фотографий о Рассказать о чертах приспособленности разных физическое природе зимой; животных и птиц к жизни в холодные месяцы. развитие Наблюдения на прогулке за Формировать понимание того, что для снегом, за зимними погоднысохранения природы её нужно беречь. ми явлениями, катание на Развивать умения вести сезонные наблюдения, санках. замечать красоту зимней природы. Выставка детских рисунков; 10 16.1220.12 10.12 Международный день прав человека Зимняя лаборатория. Праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!» 23.1230.12 Новогодний калейдоскоп. Расширять знания детей об особенностях деятельности людей в городе и селах. Постройки на участках из снега и льда. Познакомить и закрепить знания детей с их правами и обязанностями. Провести просветительскую работу с родителями по вопросам правового воспитания. Расширить представления детей о зиме. Обобщить наблюдения детей, систематизировать знания детей о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, лежат большие сугробы, дует холодный ветер, поземка, метель). Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы, описывать и устанавливать простейшие причинноследственные связи. Закрепить названия зимних месяцев. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, закреплять знания о свойствах снега и льда. Беседа и совместное изготовление пособия «Права ребенка» Новый семейный праздник отмечается 22 декабря был утвержден в 2021 году. Сформировать осознанное понимание значимости родителей в жизни детей. Воспитывать чувство любви и уважения к родителям. Познавательно е развитие Социальнокоммуникативное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие Наблюдения на прогулке за снегом, за зимними погодными явлениями, катание на санках; постройки из снега. Эксперименты со снегом и льдом. Украшение участка снежными постройками, цветными льдинками. Изготовление игрушек на ёлку, для украшения группы. Акция «Безопасные зимние дороги» Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений; рассматривание альбомов. Рисование «Наша дружная семья». Изготовление подарков родителям. Знакомить детей с традициями встречи Художественно Познавательное, Подготовка к новогоднему Нового года на Руси, познакомить с родиной -эстетическое социальноутреннику; ситуативные Деда Мороза; развитие коммуникативное, разговоры с детьми о Привлекать к активному участию в подготовке речевое, правилах безопасного к празднику и его проведении. Воспитывать физическое поведения в праздничные чувство удовлетворения от участия в развитие дни: ППБ, ПДД, правила коллективной предпраздничной деятельности. поведения на льду; Вызвать эмоционально положительное чтение о традициях 11 Тема месяца. 08.0117.01 отношение к предстоящему празднику, праздника на Руси и у желание активно участвовать в его подготовке. разных народов, Вызвать стремление поздравить близких с продуктивная деятельность. праздником, преподнести подарки, сделанные Изготовление подарков. своими руками. Познакомить с традициями Новогодний праздник. празднования Нового года в различных странах Зимушка – зима белоснежная. Задачи: Расширять представление детей о зиме, зимней природе, зимних забавах. Прививать детям любовь к традициям народов России, национальным богатством которого являются календарные народные игры, народная игрушка (дымковская, матрёшка, Петрушка и др.). Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно - прикладным искусством. Народная Прививать детям любовь к традициям народов Физическое, СоциальноРассказ педагога о традициях культура и России, национальным богатством которого художественно коммуникативное, празднования Рождества с традиции, являются календарные народные праздники. -эстетическое познавательное, рассматриванием открыток, зимние игры Формировать элементарные представления о развитие речевое развитие чтение колядок; и забавы. празднике Рождество и Старый Новый год. праздник «Весёлые святки Рождественские Знакомить с бытом народа зимой. колядки», «Прощание с колядки. ёлкой». Январь 15.01 – Всемирный день снега. Другое его название – Международный день зимних видов спорта. 20.0131.01 Народные промыслы России. Цель праздника – повысить интерес к зимним видам спорта и вовлечь молодёжь в активный образ жизни. Знакомить детей с народными зимними играми и забавами. Физическое развитие Спортивные игры, эстафеты, развлечения. Продолжать знакомить детей с народными Познавательное, СоциальноЧтение познавательной и традициями и обычаями, с декоративно художественно- коммуникативное, художественной литературы, прикладным искусством (Городец, Полховэстетическое речевое развитие рассматривание поделок, Майдан, Гжель, Дымково, Жостово и др.), развитие иллюстраций, книг; расширять представления о народных рассказывание и беседы; игрушках (матрешки — городецкая, слушание и разучивание богородская; бирюльки). народных песен, плясок; Знакомить с национальным декоративно продуктивная деятельность прикладным искусством. (рисование, изготовление 12 Тема месяца. 03.0207.02 Ф е в р а 10.0214.02 Рассказать о русской избе и других строениях, поделок, их раскрашивание, их внутреннем убранстве, предметах быта, аппликация); одежды. Рисование по мотивам Продолжать знакомить детей с народными народных промыслов. песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны). Защитники Отечества. Задачи: Формировать представления о Российской Армии, о мужчинах как защитниках Родины, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Организовать вокруг данной темы различные виды деятельности (продуктивную, музыкальную, двигательную и др.) Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках женственность, уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины). Неделя Уточнить представления, об особенностях Физическое, Познавательное, Чтение познавательной здоровья. организма, назначении внутренних органов. социальнохудожественно- литературы, энциклопедий. Показать важность правильного питания, коммуникативэстетическое, рассматривание альбомов, необходимость и значение гигиенических ное речевое развитие картин о здоровом образе процедур, формировать привычку заботиться о жизни. своем здоровье. Воспитывать привычку думать Викторины, развлечения, и заботиться о своём здоровье. Закрепление комплексные занятия. полученных знаний по сохранению и Работа по программе укреплению здоровья в зимний период; «Разговор о правильном развитие двигательных навыков; активизация питании». познавательных интересов; развитие волевых качеств: упорства, стремления побеждать, умения проигрывать Неделя Проводить беседы о научных достижениях ПознавательСоциальноЧтение познавательной и науки. нашей страны, роли роботов в развитии ное развитие коммуникативное, художественной литературы, 08.02 – День медицины и производства. Развивать речевое развитие рассматривание и чтение российской трудолюбие, уважение к людям разных энциклопедий; науки. профессий, закреплять правила безопасного экспериментирование, исслеповедения. Создавать условия для довательская, проектная разнообразных экспериментов с песком, водой, деятельность; почвой, электричеством, химическими продуктивная деятельность. 13 элементами. Учить работать с дневниками наблюдений, изготавливать схемы-алгоритмы. Расширять знания о свойствах различных материалов, учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. л ь 17.0228.02 Тема месяца. Есть такая профессия – Родину защищать. Реализация проектов. Расширять представления детей о Российской Познавательно СоциальноБеседы с детьми по теме Армии, продолжать знакомить детей с професе развитие коммуникативное, праздника; чтение художестсиями военнослужащих, знакомить с разными художественновенной литературы; родами войск (сухопутными, морскими, эстетическое, Слушание военных песен, воздушными), с «военными» профессиями физическое, маршей, разучивание стихов; (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); речевое развитие Рассматривание игрушек – с военной техникой (танк, самолет, военный военной техники, крейсер). изображений военных в Рассказывать о трудной, но почетной форме, картин, фотографий, обязанности защищать Родину, охранять ее иллюстраций; спокойствие и безопасность; о том, как в годы Изготовление подарков для войн храбро сражались и защищали нашу пап и дедушек; страну от врагов прадеды, деды, отцы. Праздник «День защитника Воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества». Отечества, патриотизм, любовь к Родине. Выставка детских работ Осуществлять гендерное воспитание продуктивной деятельности (формировать у мальчиков стремление быть «Наша Армия сильна!». сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). Формировать у детей понятия о традициях Развлечение «Широкая Масленица. празднования Масленицы, познакомить с масленица» (24.02-02.03) последовательностью дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни. Все цветы для мамочки! Задачи: Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, о весенних изменениях в природе. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, 14 Март 03.0307.03 11.0314.03 17.0321.03 музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи, любви и уважения к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Формировать представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, о внутренней и внешней красоте человека. Развивать интерес к художественной литературе, потребность в чтении (слушании) книг, бережного отношения к книге. Мамы всякие Воспитывать чувство любви и уважения к Познавательное, СоциальноОрганизовывать все виды нужны, мамы женщинам – мамам, бабушкам - желание художественно- коммуникативное, детской деятельности (игровсякие важны! помогать им, заботиться о них; эстетическое речевое развитие вой, трудовой, познаваПознакомить с трудом женщин, их развитие тельной, художественной) профессиями, рассказать, где они трудятся; вокруг темы семьи, любви к Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке. маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать Изготовление подарков для бережное и чуткое отношение к самым мам и бабушек. близким людям, потребность радовать близких Праздник «Международный добрыми делами. женский день» Воспитывать у мальчиков представление о Изготовление подарков том, что мужчины должны внимательно и мамам и бабушкам. уважительно относиться к женщинам. Тает лед, зима Расширять знания детей: Познавательное Познавательное, Чтение познавательной и прошла, и весна - о характерных признаках весны; развитие социальнохудожественной литературы, к крыльцу -о прилете птиц; коммуникативное, разучивание стихотворений, пришла… -о весенних изменениях в природе (тает снег, художественнопесен, загадок, примет, разливаются реки, прилетают птицы, травка и эстетическое, пословиц; рассматривание цветы быстрее появляются на солнечной речевое развитие альбомов, книг, картин; стороне, чем в тени); наблюдения за деревьями на -о связи между явлениями живой и неживой участке, птицами, погодприроды и сезонными видами труда. ными явлениями, экскурсии. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о 16.03 – День работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на цветных участке детского сада, в цветнике. карандашей. Растения и животные весной. Формировать у детей обобщённые представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к 15 Познавательное развитие Познавательное, Чтение познавательной и социальнохудожественной литературы; коммуникативное, рассматривание альбомов, Перелётные птицы. изменениям в природе; Обобщить знания детей об изменениях в жизни диких животных и растений весной; Развивать умение устанавливать причинноследственные связи; Расширить представления о перелётных птицах, их образе жизни, внешнем виде, повадках, пользе; Учить проявлять заботу и внимание ко всему живому. 20.03 – Углублять экологические знания детей, Всемирный день воспитывать у них гуманное отношение к Земли природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы. 24.03 – 28.03 Неделя детской книги. художественноэстетическое, речевое развитие книг, картин; наблюдения за растениями в природе, за птицами; экспериментирование и исследовательская деятельность; участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями и птицами; художественное творчество. Занятие «Планета Земля в опасности» Лепка «Праздник Земли» Целевые прогулки. Продуктивная деятельность «Планета Земля». Формирование интереса к книгам и детскому Речевое, СоциальноЧтение, рассказывание, чтению; воспитание ценностного отношения к познавательное коммуникативное, прослушивание аудиозаписей книге как к произведению искусства. развитие художественно- произведений; инсценировки Расширение кругозора детей, обогащение и эстетическое по произведениям; активизация словарного запаса. развитие рассматривание иллюстраций Формирование понимания того, что из книг и портретов писателей; можно узнать много интересного. Развитие продуктивная деятельность; интереса к инсценированию и драматизации выставка книг для детей. сказок и других литературных произведений. Экскурсии в библиотеку. Развитие творческих способностей детей Изготовление книжекпутем привлечения их к оформлению книжных малышек. уголков, выставок; к созданию тематических Рисование «Художникиколлажей, к выражению своих впечатлений в иллюстраторы» различных видах продуктивной деятельности. Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. 16 Тема месяца. 31.0304.04 07.0411.04 Капель весны чудесной. Задачи: Формировать первичные представления о планетах, звездах, выдающихся людях и достижениях России в освоении космоса. Уточнить представления о планетах, созвездиях. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширять знания детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме. Учить видеть красоту весенней природы, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Цветущая весна Расширять представления детей о весне; Художественно Познавательное, Экскурсии и наблюдения в Развивать умение устанавливать простейшие -эстетическое социальноприроде. связи между явлениями живой и неживой развитие коммуникативное, Чтение произведений, 01.04 природы, вести сезонные наблюдения; речевое развитие разучивание стихотворений. Международный Формировать представления о работах Слушание классической день птиц проводимых весной в саду и огороде; музыки; разучивание песен. Привлекать детей к посильному труду на Рассматривание картин участке детского сада; художников. 01.04 - День Учить видеть красоту весенней природы в Знакомство с народными смеха продуктивной деятельности; играми и забавами весной. Знакомить со средствами выразительности в продуктивная деятельность; художественных и музыкальных произведениях, как поэты, художники и композиторы отображали весну в своих Мероприятия к Дню смеха. произведениях. Развлечение «Весна красная» Познакомить детей, как на Руси встречали весну, с народными играми и хороводами, закличками. Неделя авиации Расширять знания о космонавтах, космосе. Познавательно Познавательное, Чтение познавательной и и космонавтики Формирование у детей старшего дошкольного е развитие социальнохудожественной литературы; возраста представлений о космическом коммуникативное, рассматривание альбомов, пространстве, освоении космоса людьми. художественнокниг, картин; Продолжать расширять представление детей о эстетическое, Просмотр видеофильмов и многообразии космоса. Рассказать детям об речевое развитие презентаций. интересных фактах и событиях космоса. Дать Рассказ, чтение книг, беседа о детям представления о том, что Вселенная – космонавтах. это множество звёзд. Солнце – это самая Презентация «Первый близкая к Земле звезда. Уточнить космонавт» представления о планетах, созвездиях. Дать Конструирование ракеты. 17 детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчикомкосмонавтом Ю.А. Гагариным. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. 14.0418.04 Неделя экологии «Берегите свою планету» 22.04 – Международный день МатериЗемли. Способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; Привлекать к посильному участию по охране и защите природы, развивать экологическую культуру на основе эмоциональных переживаний, практических действий; Сформировать у детей понятие, что наш общий дом – это планета Земля. На Земле живут люди и животные. Воспитывать уважительное, бережное отношение ко всему живому на нашей планете 18 Интегрированное занятие «Космос». Выставка детской продуктивной деятельности «Космос» Социальнокоммуникативн ое развитие Познавательное, художественноэстетическое, речевое развитие Наблюдение за природными объектами и явлениями; экспериментирование и исследовательская деятельность; чтение познавательной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; участие детей в посильной деятельности по охране и защите природы; экологические акции «Уберём свою планету»; «Сделаем детский сад краше»; Интегрированное занятие «День Земли». 20.04 – Пасха. Светлое Христово Воскресенье Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху; Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, обмениваться ими, печь куличи; Воспитывать гостеприимство, быть добрым, щедрым. Познавательное развитие Художественноэстетическое, социальнокоммуникативное развитие Выставка работ детского творчества «Светлое Христово Воскресенье» 21.0425.04 Народная игрушка Приобщение детей к народной культуре России, создание условий для формирования основ патриотического воспитания. Рассказать детям о русских народных игрушках, Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы. Познавательное развитие Художественноэстетическое, социальнокоммуникативное развитие Познавательные беседы, дидактические игры, рассматривание игрушек и картин с их изображением, стихи и загадки об игрушках. Раскраски, детское творчество. 28.04 – 30.04 Праздник Весны и Труда. Все работы хороши. СоциальноПознавательное, коммуникативное трудовое, развитие художественноэстетическое развитие Показ видеоролика «История возникновения праздника 1 мая»; чтение познавательной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; заучивание стихотворений о празднике, пословиц и поговорок о труде; Совместный праздник труда (дети, родители, педагоги) «Мир, труд, май – детский сад свой убирай!» Фоторепортаж совместной трудовой деятельности с родителями Формирование представлений о Празднике весны и труда; Расширять представления о различных профессиях, содержании трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, выполнению трудовых обязанностей. Воспитание у детей желания участвовать в совместной трудовой деятельности. 19 Тема месяца. Скоро лето красное! Задачи: Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Углублять знания о летних видах спорта, закрепить полученные знания по сохранению и укреплению своего здоровья. Расширять знания детей о правилах безопасного поведения дома, на улице, в природе, в общественных местах; продолжать формировать основы безопасного поведения дошкольников, самостоятельность и ответственность за свое поведение. Обобщить знания детей о счастливой поре в жизни человека – детстве, о том, что делается в нашей стране для детей. День Победы! 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. 12.0516.05 Неделя здоровья. Май 05.0508.05 Безопасность жизнедеятельно сти Расширять знания о героях Великой Познавательное, ХудожественноОтечественной войны, о победе нашей страны социальноэстетическое, в войне. Познакомить с памятниками героям коммуникатив- речевое развитие Великой Отечественной войны. Рассказывать ное развитие детям о воинских наградах. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны. Учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам; Воспитывать уважение к ветеранам войны; Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Рассказать о том, как важен мир на планете. Расширить знания детей о себе, строении своего тела. Систематизировать знания детей о значении занятий физкультурой, соблюдении культурно – гигиенических навыков для роста и развития организма. Расширять знания детей о правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах; Подведение детей к осознанию 20 Познавательное развитие Физическое, социальнокоммуникативное развитие Все мероприятия согласно составленному плану. Чтение произведений, разучивание стихотворений, рассматривание картин, комплексное занятие; -проведение совместных мероприятий с библиотекой; - возложение цветов к памятнику погибшим воинам; - участие в акциях «Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». «Этот День Победы!» выставка работ детского творчества Праздник, посвященный Дню Победы. Чтение рассказов, рассматривание энциклопедий, картин, иллюстраций; Беседы о правилах пользования бытовой техникой, правилах пожарной безопасности; решение ситуативных задач. 19.0523.05 Продукты питания – полезные и вредные. 26.0530.05 Счастливое детство. До свиданья, детский сад! Лету красному привет! необходимости соблюдать правила дорожного движения. Систематизировать знания детей об основах пожарной безопасности и самосохранения человека, закрепить знания правил пожарной безопасности. Систематизировать и закрепить знания детей о продуктах питания, полезных и вредных, о значении правильного питания. Различать и называть разновидность продуктов, что можно из них приготовить и как. Обобщить знания детей о счастливой поре в жизни человека – детстве, о том, что делается в нашей стране для детей. Помочь ребёнку осознать значимость своей личности; расширить знания о правах и обязанностях ребёнка. Расширять представления о школе, об учебе, школьных принадлежностях, профессии учителя, о правилах поведения в школе; Формировать эмоционально- положительное отношение к школе. Углублять знания о летних видах спорта, продолжать формировать основы безопасного поведения дошкольников в природе, самостоятельность и ответственность за свое поведение. 21 Встреча с сотрудником ГАИ. Интегрированное занятие «Огонь – друг, огонь – враг». Познавательное Физическое, развитие, социальноразвитие речи коммуникативное развитие Чтение рассказов, энциклопедий, иллюстраций; Беседы о правильном питании Викторина, оформление плаката « Полезные и вредные продукты» Чтение рассказов, рассматривание энциклопедий, картин, иллюстраций; Беседы о правах ребёнка, рисование на тему прав ребёнка; Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Праздник «Выпускной бал» Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце!», «Мой любимый детский сад».