Программа_Палитра

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................... 3

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ................................................... 6
2.1 Учебный план ............................................................................................................................ 6
2.2 Календарный учебный график.............................................................................................. 23
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................................................................. 32
3.1 Условия реализации программы .......................................................................................... 32
3.2 Формы контроля и аттестации .............................................................................................. 32
3.3

Планируемые результаты ................................................................................................ 33

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.......................................................................................... 35
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................. 37
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................. 40
Приложение 1 .................................................................................................................................. 40
Приложение 2 .................................................................................................................................. 41
Приложение 3 .................................................................................................................................. 44

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней
начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.
Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питает источник творческой мысли. Как утверждают многие педагоги - все
дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти
таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить
их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых
художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы.
Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со
способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии
проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до
создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно –
выразительными средствами.
Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать
красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус.
Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности,
воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи.
Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.
Отличительные особенности программы, новизна
данной образовательной программы заключается в том, что в программу
включены темы занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками
изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом
развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а
развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях,
целенаправленность деятельности.
Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание
рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными,
уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия,
творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность,
продуктивность.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью,
раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в
качестве художественных материалов.
Подбор тем программы учитывает многовековое культурное наследие
русского народа и казачества.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний
и умений.
Педагогическая целесообразность программы «Палитра» очевидна,
так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам,
как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество,
3

повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению.
Кроме того, при реализации программы повышается психологическая
защищенность, коммуникативность, самооценка. Все это в целом является
мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Программа учитывает психофизические особенности данного возраста и
строится на совместной деятельности педагога дополнительного
образования, воспитателя, музыкального руководителя, педагога психолога,
родителей и социальных партнеров.
В
образовательном
процессе
дошкольников,
используются
здоровьесберегающие технологии: работа в режиме смены динамических
поз, цветотерапия, смехотерапия, арт – терапия, гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика.
Это позволяет кружковцам работать в активном режиме без особого
напряжения.
Методы обучения:
 репродуктивный (воспроизводящий),
 иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала),
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения).
 игровой
 словесный
Формы работы:
 индивидуальное,
 коллективное творчество.
 объединение детей в подгруппы.
Занятия по программе включают в себя различные
Виды деятельности:
 изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению),
 декоративная и конструктивная работа,
 восприятие явлений действительности и произведений искусства,
 работа с материалом различной фактуры: тестом, солью, нитки,
природный, бросовый материал и т. п.
 обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества,
 изучение художественного наследия.
Формы занятий:
 учебные занятия,
 беседы,
 занятия – фантазии: путешествия, сказки, приключения.
 праздники,
 занятия-эксперименты
 занятия – соревнования: конкурсы, викторины;
Для стимулирования учебной активности обучающихся применяются
следующие
4

Методы воспитания:
Метод поощрения. Похвала, одобрение, награждение лучших. Методы
поощрения направлены на закрепление положительного поведения детей,
создание ситуации успеха.
Метод оценки
Положительная оценка словом, взглядом, жестом стимулирует учиться,
трудиться, играть, творить. Чтобы проверить и оценить результаты, после
выполнения задания необходимо показать лучшие работы, отмечая те, где
наиболее удачно выполнена задача. Обратить внимание детей на
положительные стороны тех или иных работ. Не захваливать, но и стараться
не обойти вниманием каждого ребенка. Такой способ оценки результатов
детских работ дает стимул к совершенствованию и желание достичь
большего. Важно также, чтобы оценивался труд, а не личность, особенно
если оценка педагогом дается отрицательная.
В работе по программе используются педагогические принципы:
Принцип систематичности, последовательности
Учебный материал изучается в системе, педагог вместе с детьми идет от
простых знаний к более сложным.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
Благодаря индивидуальному подходу педагог стимулирует развитие каждого
ребенка, что необходимо для совершенствования индивидуальных способностей и талантов.
Принцип наглядности
Обучение наглядно, каждое знание опирается на живое восприятие и
представление.
Принцип творчества
Программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и
развития творческих способностей детей.
Принцип выбор(решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип научности(детям сообщаются знания о цвете, форме, композиции и
т.п.)
Цель программы:
формирование базовых компетенций в области изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, создание возможностей для творческого
развития воспитанников и условий для их социализации.
Задачи:
обучающие:
 познакомить детей с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними.
 закреплять приобретенные умения и навыку и показывать детям
широту их возможного применения.
развивающие:
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное и образное мышление, память, внимание;
 развивать моторику рук, глазомер;
воспитательные:
5

 формировать устойчивый интерес к художественной деятельности,
 воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности,
 воспитывать уважение к культурному наследию русского народа и
казачества.
Характеристика программы
Направленность: художественная
Тип: традиционная
Вид: модифицированная
Уровень освоения: базовый
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 73 часов
2 год обучения – 73 часа
На первом году обучения занятия для 1 группы детей проводятся 2 раза в
неделю по 1 часу, на втором году обучения – 2 раза в неделю по 1 часу.
Режим занятий
Продолжительность одного занятия определяется образовательной
программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30 минут с
обязательным перерывом между занятиями 10 минут.
Тип занятий
 комбинированный,
 теоретический
 практический
 диагностический
Форма обучения: очная
Адресат программы: дети 5-7 лет. Занятия по программе проводятся на
базе МБДОУ детского сада №1 «Тополек», МБДОУ детского сада
«Ладушка», МБДОУ детского сада «Незабудка» слобода РодионовоНесветайская
Наполняемость группы 9-11 человек

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план группы 1-го года обучения
6

№
п/п
1
1.1
1.2

1.3
1.4
1.5

1.6
1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Название
раздела
Художница
Осень
Знакомство
с
программой
«Что нам осень
подарила» Лепка.
Аппликация.
Рисование
«Что
такое
пейзаж?» Беседа
«Отражение
в
воде» Монотипия
«Деревья в нашем
парке» Рисование
по памяти.
«Пасмурный
день» Рисование
«Осенний узор»
Декоративное
рисование
«Осенние листья»
Рисование
с
натуры.
«Семья ежей в
осеннем
лесу»
Рисование.
Аппликация.
«Ворона
летит,
сорока
оглянулась»
Рисование
« Ветка рябины»
Лепка. Рисование.
Аппликация
Народные
промыслы
«В
гостях
городецких
мастеров» Беседа
«Городецкие
узоры на посуде»
Декоративное
рисование
«Искусство
гжельских
мастеров» Беседа
«Гжельские узоры
на
посуде»
декоративное
рисование
«Знакомство
с

Теория

Количество часов
Практика
Всего

5.5

11.5

17

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

1.5

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

2.5

3

3.5

5.5

9

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

7

Форма контроля,
аттестации

Вводная
диагностика,
наблюдение,
выставка.

Наблюдение,
опрос,
творческие
задания,
выставка

2.6

2.7

2.8

3
3.1
3.2

3.3

3.4

3.5
3.6

3.7

4
4.1

4.2
4.3

4.4

4.5

4.6

народной
игрушкой» Беседа
«Веселые
матрешки»
Декоративное
рисование
«Хохломской узор
на
посуде»
Декоративное
рисование
«Развеселая
ярмарка»
Комплексное
занятие
Зимушка
хрустальная
«Заколдованный
лес» Рисование
«Мы поедем, мы
помчимся…»
Лепка
коллективная
«Петрушка на
елке» Аппликация
с элементами
рисования
«Девочка
в
зимней
шубке»
Лепка
«Зимние забавы»
Рисование
«Волшебные
снежинки» Декор
творчество
«Морозные узоры
на
стекле»
Рисование свечой.
Человек
«Знакомство
с
жанром портрет»
Беседа
«Мы спортсмены»
Лепка
«На спортивных
занятиях»
Рисование
«Веселые
портреты»
Рисование
«Пограничник с
собакой»
Рисование
«Матросский
танец» Рисование

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

1

1

3.5

4.5

8

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

3
0.5

4
0.5

7
1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

8

Наблюдение,
творческое задание.
Выставка.

Наблюдение, опрос.
Выставка.

5
5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

6
6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

7
7.1

7.2

7.3

Ножницыхудожницы
«Домашние
животные»
Художественный
труд.
«Лесные
животные»
Художественный
труд.
«Галстук
для
папы»
Аппликация.
«Аквариум»
Коллаж.
Коллективное
творчество.
«Звезды
и
кометы»
Аппликация
«Космонавт»
аппликацией
с
рисованием
Весна-красна
«Кошки
на
окошке»
Декоративное
рисование
с
силуэтной
аппликацией.
«Весенние
цветы».
Рисование
«Нарядные
бабочки»
Аппликация
силуэтная
симметричная
«Цветы луговые»
Аппликация
коллективная
«Мы
на
луг
ходили, мы лужок
лепили»
Лепка
коллективная.
Я вижу мир
«Праздничный
салют» Рисование
с аппликацией.
«Ветка сакуры»
техника
выдувания
«Машины
на
службе
людей»

3

13

16

0.5

2.5

3

0.5

2.5

3

0.5

1.5

2

0.5

3.5

4

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

2.5
0.5

5.5
1.5

8
2

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

3
0.5

5
1.5

8
2

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

9

Наблюдение,
выставка

Наблюдение,
творческое задание
выставка

диагностика знаний и
навыков.
Викторина.
Выставка.

7.4

7.5

7.6

Рисование
«Комнатное
растение»
Рисование
с
натуры
«Веселый
и
грустный клоун»
Рисование.
«Знатоки
изобразительного
искусства»
Викторина

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

1

1

50

73

23
Итого:

Содержание учебного плана
Первый год обучения
Раздел 1. Художница Осень.
1.1. Введение
в
дополнительную
общеразвивающую программу «Палитра».

общеобразовательную

Теория: Цель и задачи программы. Содержание обучения. Материал для
занятий.
Практика: Творческое задание «Знакомьтесь, это я». Анкетирование.
1.2 «Что нам осень подарила».Лепка. Рисование Аппликация.
Теория: Презентация «Что такое натюрморт?»
Практика: Лепим, вырезаем, рисуем. Составляем композицию из фруктов и
овощей.
1.3 «Что такое пейзаж». Беседа.
Теория:
Презентация «Красота природы на картинах художников».
Разновидности пейзажа
Практика: Дидактическая игра «Что перепутал Незнайка»
1.4«Отражение в воде». Монотипия
Теория: Симметрия. Зеркальное отражение в окружающем нас мире.
Практика: Изображение речного пейзажа в новой технике
1.5«Деревья в нашем парке». Рисование по памяти.
Теория: Закрепление знаний о пейзаже, строении дерева, правильности
изображения его в рисунке.
Практика: Рисование деревьев по представлению с передачей характерных
особенностей строения ствола и кроны
1.6 «Пасмурный день» .Рисование.
Теория: Холодные цвета красок.
10

Практика: Изображение природы в пасмурный день. Художественный
материал по выбору.
1.7«Осенний узор».Декоративное рисование.
Теория: Мир геометрических форм и фигур.
Практика: Составление орнамента из растительных форм (осенних
листьев, ягод, цветов) в круге, квадрате, шестиугольнике
1.8«Осенние листья». Рисование с натуры.
Теория: Значения выражения «Рисование с натуры» Схожесть строения
листа и дерева.
Практика: Передача
графически, в цвете

формы

и

особенностей

строения

листьев

1.9 «Семья ежей в осеннем лесу». Рисование. Аппликация
Теория: Беседа: «Что мы знаем о ежах »
Практика: Изображение
материалах.

эпизода из жизни

ежей в

различных

1.10«Ворона летит, сорока оглянулась». Рисование.
Теория: Строение птиц, повадки, окрас перьев.
Практика: Изображение птицы в полете. Передача в рисунке новой позы
птицы- птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад
1.11 «Ветка рябины».Лепка. Рисование. Аппликация.
Теория: Техника безопасности при работе с ножницами. Беседа о полезных
свойствах рябины. Технология объемной и барельефной лепки
Практика:Изображение ветки рябины в лепке, рисовании, аппликации
Раздел 2. Народные промыслы
2.1«В гостях городецких мастеров». Беседа.
Теория: Презентация «Городецкое чудо» Особенностями росписи,
элементами композиции и цветосочетанием. Название элементов (роза,
бутон, купавка, оживка)
Практика: Рассматривание альбомов,
Дидактическая игра «Составь узор»

изделий

из

метод

фонда.

2.2Городецкие узоры на посуде. Декоративное рисование.
Теория: Закрепление знаний городецкой росписи.
Практика: Составление узора из бутонов, цветов и листьев. Украшение
бумажных силуэтов посуды.
2.3«Искусство гжельских мастеров».Беседа.
Теория: Особенности гжельской росписи, цветовая гамма.
11

Практика: Дидактическая игра «Составь узор»
2.4«Гжельские узоры на посуде». Декортивное рисование.
Теория:
Закрепление
знаний
об
особенности
росписи.
Практика: Украшение гжельскими узорами (бутонами, цветами, ягодами)
бумажных силуэтов посуды
2.5«Знакомство с народной игрушкой». Беседа.
Теория: Презентация «Народная игрушка»
Практика: Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
2.6«Веселые матрешки».Декоративное рисование.
Теория: Презентация «В гости к матрешке»
Практика: Украшение бумажных силуэтов матрешек разной формы
2.7«Хохломской узор на посуде». Декоративное рисование.
Теория: Презентация «Золотая хохлома»
Практика. Украшения бумажного силуэта посуды узором из листьев и
ягод
2.8«Развеселая ярмарка». Комплексное занятие.
Теория: Закрепление знаний особенностей народных промыслов.
Практика: Дети читают стихи, поют частушки ,отгадывают загадки.
украшают силуэты посуды узорами народных промыслов по выбору.
Раздел 3. Зимушка хрустальная.
3.1«Заколдованный лес». Рисование.
Теория: Расположение изображения на полосе(расположение близких и
дальних деревьев ниже и выше по листу)
Практика: Рассматривание слайдов с разными вариантами изображения
деревьев в графике. Рисование деревьев различными способами
3.2«Мы поедем, мы помчимся». Лепка коллективная
Теория: Приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание,
прищипывание.
Практика: Создание сюжетной композиции из отдельных лепных
фигурок с привлечением дополнительных материалов
3.3«Петрушка на елке». Рисование.
Теория: Последовательность выполнения работы (рисуем мелкие детали)
Простейшие пропорции фигуры человека. Приемы изображения
петрушки. Добавление деталей.
Практика: Передача образа Петрушки живописным способом.
12

3.4«Девочка в зимней шубке». Лепка.
Теория: Повторение знаний приема соединения частей, сглаживания,
мест скрепления при лепке предметов. Последовательность выполнения
работы.
Практика: лепка фигуры человека в зимней одежде в несложном
движении (руки вытянуты вперед и упираются в ком), плотно скреплять
части фигуры, использовать стеку для прорисовки штрихами меха на
одежде, устанавливать фигуру на вылепленной подставке;
3.5«Зимние забавы». Рисование.
Теория: композиционное решение (рисование по всему листу бумаги с
передачей пропорциональных и пространственных отношений).
Практика: Передаем движения персонажей в рисунке (катание с горки,
лепка снеговика)
3.6«Волшебные снежинки». Декоративное творчество
Теория: Беседа: «Волшебные превращения воды»
Практика: Графическое изображение снежинок в круге. Создание из
индивидуальных работ единую декоративную композицию «Ковер из
снежинок» Построение кругового узора из центра, симметрично
располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам
3.7«Морозные узоры на стекле». Рисование свечой.
Теория: Свойства парафина. Технология выполнения работы.
Практика: Изображение узоров морозного окна
Покрытие листа акварельными красками.

парафиновой свечой.

Раздел 4 «Человек»
4.1«Знакомство с жанром портрет». Беседа.
Теория: Презентация «Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на
нас» Разновидности портрета.
Практика: Дидактические игры «Что перепутал Незнайка», «Составь
портрет»
4.2 Мы спортсмены. Лепка.
Теория: Беседа о значении здорового образа жизни для человека. Повторение
знаний приема соединения частей, сглаживания мест скрепления при лепке
предметов. Последовательность выполнения работы.
Практика: Самостоятельное задумывание содержания своей работы,
использование разнообразные приемы лепки.
4.3«На спортивных занятиях». Рисование.
Теория: Повторение строения фигуры человека.
13

Практика: Изображение фигур детей в различных спортивных позах (руки
вверх, в стороны, на талии) Дополнение рисунка элементами данной
тематики (мячи, обруч, скакалка и т.п.)
4.4«Веселые портреты». Рисование с аппликацией.
Теория: Закрепление знаний о портрете.
Практика: Рисование лица на бумаге. Оформление прически обрывной
аппликацией
4.5«Пограничник с собакой». Рисование.
Теория: Закрепление знаний строения тела человека, пропорции тела.
Название элементов военной формы.
Практика: Изображение человека и животного, передача характерных
особенностей(одежда, поза), относительной величины фигуры, частей
4.6«Матросский танец». Рисование.
Теория: Закрепление знаний строения тела человека, пропорции тела.
Название элементов военной формы.
Практика: Изображение фигур матросов в движении графически, в цвете
Раздел 5. Ножницы-художницы
5.1«Домашние животные». Художественный труд.
Теория: ТБ при работе с ножницами. Последовательность выполнения
изделия из бумажной втулки
Практика: Отгадывание загадок о домашних животных. Создание образов
домашних животных (кот, собака, свинка)
5.2«Лесные животные». Художественный труд.
Теория: ТБ при работе с ножницами. Закрепление знаний
последовательности выполнения изделия из цилиндрической бумажной
формы .
Практика: Создание образов лесных животных (лисичка, медведь, зайчик)
5.3«Галстук для папы». Аппликация.
Теория: Связь формы и декора на сравнении узоров (геометрических,
растительных, зооморфных, абстрактных).Способ симметрии вырезания из
бумаги.
Практика: Выбираем цвет бумажной заготовки прямоугольной формы
будущего изделия. Рисуем и вырезаем симметричным способом. Украшаем
галстук
5.4 «Аквариум». Коллаж. Коллективное творчество.
Теория: Техника создания коллажа. Используемые материалы. Закрепление
знаний последовательности действий в аппликации.
14

Практика: Составление гармоничных образов рыбок из отдельных
элементов (кругов, овалов, треугольников). Вырезание нужных деталей для
коллажа из журналов. Составление композиции. Наклеивание деталей.
Прорисовка.
5.5«Звезды и кометы». Аппликация.
Теория: Презентация «Звезды и кометы». Закрепление знаний
последовательности действий в аппликации.
Практика: Создание образа кометы, звезды из цветной бумаги, фольги.
Соединение работ в единую композицию. Наклеивание.
5.6«Космонавт». Аппликация с рисованием.
Теория: Простейшие пропорции человеческой фигуры. Способ изображения
космонавта в аппликации.
Практика: Вырезание фигуры космонавта симметричным способом.
Наклеивание на тонированный фон. Добавление деталей.
Раздел 6. Весна-красна
6.1 «Кошки на окошке». Декоративное рисование с силуэтной аппликацией.
Теория: Беседа о кошках.
Практика: Создание композиций из окошек с силуэтами кошек и
декоративными занавесками разной формы.
6.2«Весенние цветы». Рисование.
Теория: Беседа о Красной книге и необходимости бережного отношения к
природе.
Практика: Воплощение в художественной форме своего представления о
первоцветах (подснежниках, пролесках).
6.3«Нарядные бабочки». Аппликация силуэтная симметричная
Теория: Беседа о бабочках, сходство и различия между собой. Закрепление
знаний последовательности действий в симметричной аппликации.
Практика: Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или
прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию
(дорисовать узор фломастерами, красками или аппликативно)
6.4 «Цветы луговые». Аппликация коллективная
Теория: варианты составления панорамной композиции.
Практика: Вырезание розетковых цветов из бумажных квадратов,
сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак ,
ромашка, василек).Расположение на тонированном листе бумаги.
Наклеивание.
6.5 «Мы на луг ходили, мы лужок лепили». Лепка сюжетная коллективная
15

Теория: Беседа с детьми «Кто живет и что растет на лугу». На примере 2-3
цветов педагог показывает каким образом можно передать характерные
особенности растение в скульптурном образе.
Практика: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей
характерных особенностей их строения и окраски. Создание тематической
композиции.
Раздел 7. Я вижу мир
7.1«Праздничный салют». Рисование с аппликацией.
Теория: Разнообразие изображений салюта в рисунке. Цветовая гамма
предметов ночного города. Композиция рисунка. Закрепление знаний по ТБ
при работе с ножницами.
Практика: отражение в рисунке впечатления от праздника Победы; создаем
композицию рисунка, располагая внизу вырезанные дома, а вверху – салют,
готовим нужные цвета, смешивая краски на палитре.
7.2 «Ветка сакуры» Техника выдувания
Теория: Презентация «Цветущая сакура». Знакомство с новой техникой
«выдувания» цветной кляксы коктельной трубочкой. Варианты по
выполнения цветов (аппликация, печать)
Практика: Изображение ветки сакуры новым способом. Цветы выполняются
способом печати скомканной бумагой ,пальчиком ,аппликативным способом
из цветных салфеток.
7.3«Машины на службе люде». Рисование.
Теория: Особенности формы и внешний вид машинскорой, пожарной,
милицейской службы.
Практика: Изображение машин (по выбору)
7.4 «Комнатное растение» Рисование с натуры.
Теория: Закрепление знаний значения слова «натура»
Практика: Рассматривание натуры. Рисование комнатного растения.
Передача сходства в рисунке графически, живописно.
7.5 «Веселый и грустный клоун» Рисование.
Теория: Костюм артиста цирка; атрибуты
Практика: Изображение выразительной фигуры человека в контрастном
костюме - в движении и передачей мимики (улыбка, смех). Рисование
7.6 «Знатоки изобразительного искусства» Викторина. Итоговое занятие
Практика: Дети делятся на 2 команды. Отвечают на вопросы, выполняют
творческие задания.
Таблица 2
16

Учебный план группы 2-го года обучения
№
п/п
1
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

1.6

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3
3.1

3.2

3.3
3.4
3.5

Название
раздела
Природахудожница
Введение
«Утро
туманное»Рисова
ние по «сырой
бумаге»
«Дары осени»
Рисование
«Осеннее дерево
под ветром и
дождем» Рис.
«Веткаосеннего
дерева»Рисование
с натуры
«Сказочный мир
из листьев»
Техника- печать.
Создай свой мир
«Знакомство с
искусством
графики-дудлинг,
зентангл»
«Волшебные
превращения
кляксы» Графика.
«Природа и мы»
Техника
«граттаж»
«Преобразуй
геометрическую
фигуру»
Рисование.
«Цветы»
Рисование на
наждачной бумаге
Архитектура
«Что такое
архитектура»
Беседа
«Замок Деда
Мороза и
Снегурочки»
Рисование.
«Избушка бабы
Яги» Рисование.
«Сказочный
домик» Лепка.
«Русь
белокаменная»

Теория

Количество часов
Практика
Всего

3

5

8

0.5
0.5

0.5
0.5

1
1

0.5

2.5

3

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

4
0.5

5
2.5

Форма контроля/
аттестации

Вводная
диагностика,
творческое задание,
наблюдение
выставка,

9
3
Выставка,
творческое задание

1

1

2

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

3.5
0.5

6.5
0.5

11
1

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

17

Опрос, наблюдение.
Выставка,
Итоговое занятие

3.6
3.7
4
4.1

4.2

5
5.1

5.2

5.3
5.4
5.5

5.6
5.7

6
6.1

6.2

6.3

Рисование.
«Театр»
Рисование.
«Город» Панно.
Итоговое занятие
В гостях у
Лепешкина
«Пластический
язык скульптуры»
Беседа
Лепка
изсоленного
теста.
«Декоративная
фоторамка»
В мире сказок
«Сказочные
сюжеты в
изобразительном
искусстве»
Беседа.
«Сестрица
Аленушка и
братец
Иванушка»
Рисование.
«Чудо дерево»
Рисование
«Жили-были дед
и баба» Рисование
«Богатыри земли
русской»
Рисование,
аппликация
«Змей Горыныч»
Лепка
«Сказочная
птица» Рисование
пластилином.
В царстве
бумажной феи
«Шляпа
фокусника»
Коллективное
творчество.
Аппликация с
рисованием.
«Дружные
ребята»
Аппликация
ленточная
« Искусство
декупажа»
Декоративное

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

1

5

6

0.5

0.5

1

0.5

3.5

4

4.5
0.5

7.5
1.5

12
2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

1

2

3

0.5

0.5

1

1

1

2

2.5

6.5

9

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

1

3

4

18

наблюдение

Наблюдение,
выставка

Наблюдения,
выставка,

6.4

7
7.1

7.2

7.3

7.4
7.5

7.6
8
8.1
8.2

8.3

8.4

8.5

творчество
«Конструируем,
украшаем колпак
Звездочета и Феи»
Конструирование
аппликация
«Донская
керамика»
«Семикаракорье –
часть донского
края» Беседа
«Донские мотивы
в росписи»
Декоративное
рисование
«Красивые
подсвечники»
Лепка.
Лепка кумгана
«Казачка»
«Донской
подсолнух» Лепка
полуобъемная.
«В посудной
лавке» Панно.
Ты и твой мир
«Праздничный
город» Рисование
«Казачья
станица»
Рисование
«Воин казак,
защитник родной
земли» Рисование
«Флора и фауна в
витражах»
Декоративное
творчество
«Знатоки
изобразительного
искусства»Виктор
ина

0.5

1.5

2

3

7

10

0.5

0.5

1

0.5

2.5

3

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

0.5

1

2
0.5

6
0.5

8
1

0.5

0.5

1

0.5

1.5

2

0.5

2.5

3

1

1

50

73

23

Наблюдение,
выставка,
Итоговое заняти

Наблюдения
Викторина.
Выставка

Итого:

Содержание учебного плана
Второй год обучения
Раздел 1. Природа - художница
1.1 Введение.
Теория: Материалы для занятий
Практика: Вводная диагностика. Рисование на тему «Вот лето прошло»
1.2 «Утро туманное». Рисование по сырой бумаге.
19

Теория: Использование техники в акварельной живописи.
Практика: Изображение речного пейзажа в новой технике
1.3 «Дары осени». Рисование
Теория: Закрепление знаний о натюрморте
Практика: Живописное изображение постановочного натюрморта с арбузом
и грушей.
1.4«Осеннее дерево под ветром и дождем» Рисование
Теория: Закрепление знаний строения дерева.
Практика: Изображаем деревья в ветреную погоду со склоненной
верхушкой
1.5«Ветка осеннего дерева» Рисование с натуры
Теория: Закрепление знаний значения выражения «Рисование с натуры»
Строение ветки дерева
Практика: Живописное изображение ветки осеннего дерева. Расположение
ветки по диагонали листа
1.6 «Сказочный мир из листьев» Техника- печать.
Теория Технология высушивания листьев. Технология печатания листьями
Практика Изображение осеннего пейзажа способом печати листьями.
Раздел 2. Создай свой мир
2.1«Знакомство с искусством графики-дудлинг, зентангл»
Теория: Выразительные средства графики. Линии разной формы, толщины.
Практика: Упражнение в рисовании линий разного характера.
Изображение растений в новой технике. (грибы, цветы) .
Изображение животных в технике зентангл (кошка, сова ,стрекоза)
2.2«Волшебные превращения кляксы» Графика.
Теория: Превращение цветового пятна в объект.
Практика: Изображение графически своей фантазии на листе бумаги в новой
технике «кляксография». Опредмечивание - «оживление» необычных форм.
2.3«Природа и мы» Техника «граттаж»
Теория: Граттаж, как разновидность графики. Материал .
Практика: Подготовка, грунтовка бумаги. Изображаем по выбору пейзаж,
животных, рыб, насекомых .
2.4«Преобразуй геометрическую фигуру» Рисование
Теория: Любой предмет имеет определенную геометрическую форму.
Практика: На листе бумаге изображены геометрические фигуры гразличных
форм и размеров. Нужно пофантазировать и дорисовать нужную часть
предмета.
2.5 «Цветы и бабочки» Рисование на наждачной бумаге
Теория: Разновидности бумаги.
Практика: Изображаем Насекомых, растения цветными карандашами,
пастелью.
Раздел 3. Архитектура
3.1«Что такое архитектура» Беседа.
Теория: Знакомство детей с архитектурой зданий, имеющих художественное
и историческое значение; с архитектурными деталями (колонны, фронтоны,
балконы, башни, шпили, арки и др.
20

Практика: Дидактическая игра « Создай здание»
3.2«Замок Деда Мороза и Снегурочки» Рисование.
Теория: Форма и цвет в архитектуре
Практика: Изображение в рисунке сказочных замков, необычное строение
крыш, окон, декор здания.
3.3«Избушка бабы Яги» Рисование.
Теория: Название деталей строения русской избы.
Практика: Изображение сказочного сюжета. Материал по выбору.
3.4«Сказочный домик» Лепка.
Теория: Составные части жилища
Практика: Изображение сказочного домика пластическим способом
3.5«Русь белокаменная» Рисование.
Теория: Закрепление понятия « архитектура». Составные элементы церквей
Практика: Изображение церквей. Выбор
цвета для передачи внутреннего состояния фона рисунка.
3.6«Театр» Рисование.
Теория: Особенности конструкции театрального здания и его архитектурные
детали(колоны, фронтон, широкая лестница, арочная форма окон и дверей;
симметрия и ритм их расположения
Практика: Передача особенностей конструкции театрального здания.
Дополнение рисунка деталями (фонтан, клумбы с цветами, фонари)
3.7«Город».Панно. Итоговое занятие.
Теория: Закрепление знаний об архитектуре.
Практика: Обсуждение и составление композиции. Изображение зданий
разной архитектуры. Аппликация, рисование, лепка
Раздел 4. В гостях у Лепешкина
4.1«Пластический язык скульптуры» Беседа.
Теория: Понятие «скульптура», «объем», «пластичность» Знакомство с
искусством мелкой пластики. Монументализм в скульптуре.
Практика: Игра «Изобрази скульптуру»
4.2 Лепка из соленного теста. «Декоративная фоторамка»
Теория: Технология изготовления соленого теста. Инструменты. Материал.
Правила высушивания готовых изделий.
Практика: Изготовление фоторамки по шаблону. Украшение мелкими
деталями из теста (цветы, листочки, звезды и т.п.)
Раздел 5. В мире сказок
5.1«Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве» Беседа.
Теория: «Сказочная живопись В.Васнецова и книжная графика И. Билибина»
Практика: Игра: «Изобрази картину»
5.2«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Рисование.
Теория: Особенности старинной крестьянской одежды .Строение фигуры
человека.
Практика: Создание сюжета графически
5.3«Чудо дерево» Рисование
Теория: Образы чудо - деревьев в литературных произведениях.
21

Практика: Создание образа чудо-дерева (по К.И.Чуковскому)
5.4«Жили-были дед и баба» Рисование
Теория: Особенности лица пожилого человека
Практика: Изображение портретов пожилых людей, передача
отличительных особенностей их лиц (седые волосы, морщинки, борода и усы
у старика)
5.5«Богатыри земли русской» Рисование. Аппликация
Теория: Образы богатырей на картине В. Васнецова Военная амуниция,
оружие богатырей.
Практика: Изображение богатырей в аппликации, рисунке. Придумывание
сюжета, составление композиции. Вырезание богатыря из бумаги, сложенной
вдвое; дополнение другими элементами, вырезанными из фольги (щит, меч,
шлем)
5.6 «Змей Горыныч» Лепка
Теория: Беседа о фантазийных сказочных существах
Практика: Лепка сказочных персонажей в движении по мотивам русских
народных сказок.
5.7 «Сказочная птица» Рисование пластилином.
Теория: Сказочные птицы Сирин, Гамаюн в народном творчестве.
Технология рисования пластилином.
Практика: Передача образа сказочной птицы. Украшаем отдельные части и
детали изображения.
Раздел 6 В царстве бумажной феи.
6.1«Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши)
Коллективное творчество. Аппликация с рисованием.
Теория: ТБ при работе с ножницами. Назначение афиши.
Практика: Составление коллективной композиции из ленточных
аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы).
Дорисовывание деталей .
6.2«Дружные ребята» Аппликация ленточная
Теория: Расширение знаний об изобразительных и смысловых возможностей
ленточной аппликации
Практика: Оформление коллективного самодельного альбома
6.3« Искусство декупажа» Декоративное творчество
Теория: Значение термина декупаж. Технология выполнения.
Практика: Выбор изображения на
салфетках. Композиционное решение. Наклеивание на деревяные
разделочные досточки. Покрытие акриловым лаком
6.4«Конструируем, украшаем колпак Звездочета и Феи» Конструирование,
аппликация
Теория: Закрепление знаний рационального способа вырезывания из бумаги,
сложенной гармошкой или дважды пополам.
Практика: Конструируем, украшаем колпак Звездочета и Феи из
конусовидно
й формы
Раздел 7«Донская керамика»
7.1«Семикаракорье – часть донского края» Беседа
22

Теория: Донская керамика. Мотивы, особенности росписи .
Практика: Рассматривание изделий, альбомов
7.2«Донские мотивы в росписи»
Теория: Закрепление знаний о Семикаракорском узоре.
Практика: Составление композиции. Создание узоров и роспись бумажных
силуэтов посуды
7.3«Красивые подсвечники» Лепка.
Теория: Предназначение подсвечников.
Практика: Создание образа бытового предмета по мотивам казачества .
7.4 «Казачка» Лепка кумгана
Теория: Предназначение .Технология лепки.
Практика: Лепка женской фигурки на основе юбки-колокола (полого
конуса)
7.5 «Донской подсолнух» Лепка полуобъемная.
Теория: Особенности полуобъёмной лепки. Этапы выполнения.
Практика: Поэтапное изображение растения. Применение стеки.
7.6 «В посудной лавке» Панно.
Теория: Что можно купить в посудной лавке.
Практика: Создание выставочной композиции из ранее выполненных работ.
Игра: «Магазин»,
Раздел 8Ты и твой мир
8.1«Праздничный город» Рисование
Теория: Атрибуты праздника. Разнообразные формы салюта.
Практика: Самостоятельный выбор композиционного решения. Выбор
материала.
8.2«Казачий курень» Рисование
Теория: Жилище казака.
Практика: Изображение постройки. Дополнение рисунка изображениями
домашних животных , растений, деревьев и т.д.).
8.3«Воин казак, защитник родной земли» Рисование
Теория: Заповеди казака. Название составляющих костюма казака и казачки.
Практика: Работа в альбомах «Казачий костюм». Изображение образа воинаказака в рисунках
8.4«Флора и фауна в витражах» Декоративное творчество
Теория: Значение слова. Применение витражей в быту. Особенности красок.
Поэтапность выполнения.
Практика: Рисование контуром по эскизу. Раскрашивание деталей
изображения.
8.5«Знатоки изобразительного искусства». Викторина. Итоговое занятие
Практика: Итоговое занятие по видам и жанра изобразительного искусства
2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«ПАЛИТРА»
23

1-й год обучения
Таблица 3
№
п/п

Дат
а

Тема занятия

Колво
часов

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведе
ния

Форма
контроля

1. Художница Осень
30минут

Д\сад

1.1

04.
09

Введение в
программу

1

урок

1.2

6,11
09

«Что нам осень
подарила» Лепка.
Аппликация.
Рисование

2

урок

1.3

13.
09

«Что такое
пейзаж?»

1

Беседа

1.4

18
09

1

урок

Наблюден
ие

1.5

20
09

1

урок

Наблюден
ие

1.6

25
09

1

урок

Наблюден
ие

1.7

27
09

1

урок

Наблюден
ие

1.8

02.
10

1

урок

Наблюден
ие

1.9

04,
09.
10

2

урок

Наблюден
ие

1.1
0

11,
16

2

урок

Наблюден
ие

1.1
1

18.
23.
25

урок

Наблюден
ие
Выставка

«Отражение в
воде»
Монотипия
«Деревья в
нашем парке»
Рисование по
памяти.
«Пасмурный
день» Рисование
Осенний узор»
Декоративное
рисование
«Осенние
листья»
Рисование с
натуры.
«Семья ежей в
осеннем лесу»
Рисование.
Аппликация
«Ворона летит,
сорока
оглянулась»
Рисование
« Ветка рябины»
Лепка.
Рисование.
Аппликация

3

2.Народные промыслы
24

Творческо
е задание
Наблюден
ие
опрос

2.1

30.
10

2.2

01,
08.
11

2.3

13.
11

2.4

15.
11

2.5

20.
11

2.6

22.
11

2.7

27.
11

2.8

29.
11

«В гостях
городецких
мастеров»
«Городецкие
узоры на посуде»
Декоративное
рис
«Искусство
гжельских
мастеров»
«Гжельские
узоры на посуде»
декоративное
рисование
«Знакомство с
народной
игрушкой»
«Веселые
матрешки»
Декоративное
рисование
«Хохломской
узор на посуде»
Декор.рисование
«Развеселая
ярмарка»
Комплексное
занятие

Беседа

1

2

урок

1

Беседа

Дидактиче
ская игра
Наблюден
ие

Дидактиче
ская игра
Наблюден
ие

1

урок

1

Беседа

Дидактиче
ская игра

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Творческо
е задание
выставка

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

3.Зимушка хрустальная
«Заколдованный
лес» Рисование

3.1

04.
12

3.2

06.
12

3.3

11

3.4

13

3.5

18,
20

«Зимние забавы»
Рисование

2

урок

Наблюден
ие

3.6

25

«Волшебные
снежинки» Декор
творчество

1

урок

Наблюден
ие

«Мы поедем, мы
помчимся…»
Лепка
«Петрушка на
елке»
Аппликация с
элементами
рисования
«Девочка в
зимней шубке»
Лепка

25

3.7

27

«Волшебные
снежинки» Декор
творчество

1

урок

Наблюден
ие

1

Беседа

Дидактиче
ская игра

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

3

урок

Наблюден
ие

3

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

4

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

4.Человек

4.1

10.
01
202
4

4.2

15

4.3

17

4.4

22

4.5

24

4.6

29,
31

«Знакомство с
жанром портрет»
«Мы
спортсмены»
Лепка.
«На спортивных
занятиях»
Рисование
«Веселые
портреты»
Рисование
«Пограничник с
собакой»
Рисование
«Матросский
танец»
Рисование

5.Ножницы-художницы

5.1

5,7.
12.
02.

5.2

14,
19,
21

5.3

26,
28

5.4

4.6.
11.
13.0
3

5.5

18.
20

5.6

25.
27.
03

«Домашние
животные»
Художественный
труд.
«Лесные
животные»
Художественный
труд.
«Галстук для
папы»
Аппликация.
«Аквариум»
Коллаж.
Коллективное
творчество.
«Звезды и
кометы»
Аппликация
«Космонавт»
аппликацией с
рисованием

26

6.Весна-красна

6.1

1,3.
04.

6.2

8

6.3

10.
15

6.4

17,
22

6.5

24

«Кошки на
окошке»
Декоративное
рисование с
силуэтной
аппликацией.
«Весенние
цветы».
Рисование
«Нарядные
бабочки»
Аппликация
силуэтная
симметричная
«Цветы луговые»
Аппликация
коллективная
«Мы на луг
ходили,мы лужок
лепили» Лепка
коллективная.

2

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

2

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

1

урок

Наблюден
ие

7.Я вижу мир

7.1

6, 8
05.

7.2

13

7.3

15.
20

7.4

22

7.5

27

7.6

29

«Праздничный
салют»
Рисование с
аппликацией.
«Ветка сакуры»
техника
выдувания
«Машины на
службе людей»
Рисование
«Комнатное
растение»
Рисование с
натуры
«Веселый и
грустный клоун»
Рисование.
«Знатоки
изобразительног
о искусства»

Итоговое
занятие

1

Календарный учебный график
2-й год обучения
27

Викторина
Выставка

Таблица 4
№
п/п

Дат
а

Темазанятия

Время
КолПроведения
во
занятия
часов

Место
Формазан провед
ения
ятия

Природа- художница

1

30минут
1.1

04.0
9

урок

1

урок

3

Беседа

1

урок

Наблюдение

1

урок

Наблюдение

1

урок

Наблюдение

3

Беседа

Наблюдение

2

урок

Творческое
задание

2

Беседа

Наблюдение

1

урок

Творческое
задание

1

Беседа

Наблюдение

06

1.3

11,
13
18

«Дары осени»
Рисование

1.5

25

1.6

27

Вводная
диагностика
, творческое
задани.

1

1.2

20

Д\сад

Введение в
программу
«Утро
туманное»Рисован
ие по «сырой
бумаге»

1.4

Форма
контроля

«Осеннее дерево
под ветром и
дождем» Рис.
«Веткаосеннегодер
ева»Рисование с
натуры
«Сказочный мир
из листьев»
Техника- печать.

Наблюдение

опрос

Создай свой мир

2

2.1

2,4,
9.10

2.2

11,
16

2.3

18.
23

2.4

25

2.5

30.1
0

«Знакомство с
искусством
графики-дудлинг,
зентангл»
«Волшебные
превращения
кляксы» Графика
«Природа и мы»
Техника «граттаж»
«Преобразуй
геометрическую
фигуру»
Рисование.
«Цветы»
Рисование на
наждачной бумаге

28

Архитектура

3
«Что такое
архитектура»
Беседа
«Замок Деда
Мороза и
Снегурочки»
Рисование.

1

урок

Дидактичес
кая игра

2

урок

Наблюдение

«Избушка бабы
Яги» Рисование

2

урок

Наблюдение

22

«Сказочный
домик» Лепка

1

урок

Наблюдение

3.5

23.
27

«Русь
белокаменная»
Рисование.

2

урок

Наблюдение

3.6

29.
11

«Театр»
Рисование.

1

урок

Наблюдение

3.7

4,6.
12

«Город» Панно.
Итоговое занятие

2

урок

выставка

3.1

01.1
1

3.2

8,13

3.3

15.
20

3.4

В гостях у Лепешкина

4
4.1

4.2

11.
13
18.
20
25.
27.

«Пластический
язык скульптуры»

1

Беседа

опрос

Лепка изсоленного
теста.
«Декоративная
фоторамка»

4

урок

Выставка
Наблюдение

2

урок

Дидактичес
кая игра

2

урок

Наблюдение

В мире сказок

5

5.1

10,
15.
202
4

«Сказочные
сюжеты в
изобразительном
искусстве» Беседа.
«Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка»
Рисование.

5.2

17.
22

5.3

24.
29

«Чудо дерево»
Рисование

2

урок

Наблюдение

5.4

31

«Жили-были дед и
баба» Рисование

1

урок

Наблюдение

29

5.5

5.7
12.
02

«Богатыри земли
русской»
Рисование,
аппликация

3

урок

Наблюдение

5.6

14

«Змей Горыныч»
Лепка

1

урок

Наблюдение

19

«Сказочная птица»
Рисование
пластилином.

2

урок

Наблюдение

5.7

В царстве бумажной феи

6

6.1

21.
26

6.2

28.
02

6.3

4.03
6.11
13

6.4

18.
20

«Шляпа
фокусника»
Коллективное
творчество
Аппликация с
рисованием.
«Дружные ребята»
Аппликация
ленточная
« Искусство
декупажа»
Декоративное
творчество
«Конструируем,
украшаем колпак
Звездочета и Феи»
Конструирование
аппликация

2

урок

Наблюдение

1

урок

Наблюдение

4

урок

Наблюдение
выставка

2

урок

Наблюдение

«Донская керамика»

7

7.1

25.

«Семикаракорье –
часть донского
края»

1

Беседа

опрос

7.2

27.3
1,3.
04

«Донские мотивы
в росписи»

3

урок

Наблюдение

7.3

08.
10

«Красивые
подсвечники»
Лепка.

2

урок

Наблюдение

7.4

15

Лепка кумгана
«Казачка»

1

урок

Наблюдение

7.5

17.
22

«Донской
подсолнух» Лепка
полуобъемная.

2

урок

Наблюдение

30

7.6

24.
04

«В посудной
лавке» Панно.

1
Ты и твой мир

8
8.1

6.05

8.2

8

8.3

13.
15

8.4

20.
22
27

8.5

Викторина

Творческое
задание.
выставка

29.
05

«Праздничный
город» Рисование

1

урок

Наблюдение

«Казачья станица»
Рисование

1

урок

Наблюдение

2

урок

Наблюдение

3

урок

Опрос,
наблюдение

Викторина

Опрос,
творческое
задание,
выставка

«Воин казак,
защитник родной
земли» Рисование
«Флора и фауна в
витражах»
Декоративное
творчество
«Знатоки
изобразительного
искусства»

1

31

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Помещение, мебель, соответствующая санитарно – гигиеническим нормам и
технике безопасности для дошкольников.
-технические средства обучения: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Инструменты и материалы
для художественной деятельности:
Гуашевые, акварельные, витражные краски, кисточки №1-4, альбомы для
рисования, ватман простые, цветные карандаши, цветные и восковые мелки,
фломастеры, тушь черного цвета для техники «граттаж», набор цветных
гелевых ручек для техники «дудлинг, зентангл», керамические, стеклянные
тарелки, рамки для техники «витраж», наждачная бумага, коктельные
трубочки для техники «выдувания»,бросовый материал (параллон, цейлофан)
для аппликации:
Ватман, цветная бумага, цветной картон, бумага различной фактуры,
ножницы, клей ПВА, салфетки для декупажа, лак акриловый, тарелки,
досочки для декупажа, природный и бросовый материал
для лепки пластилин, стеки мука, соль, бросовый материал бусинки, пайетки,
пуговицы и т.п.)
для декоративного народного творчества:
рабочие альбомы по народным промыслам “Искусство – детям” М.
«Мозайка-синтез» 2005, альбомы «Казачий костюм», бумажные силуэты
посуды, игрушек народных промыслов, гуашь, кисти, цветная бумага, клей,
ножницы.
Кадровое обеспечение
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования обучающихся и взрослых» по данной программе может работать
педагог дополнительного образования с уровнем образования и
квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт), а именно: коды А с уровнями квалификации 6.
3.2 Формы контроля и аттестации
 Творческая работа.
 Наблюдение, опрос, участие в выставках, конкурсах разного уровня.
 Вопросы викторины. (Приложение №1, приложение №2)
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года.
32

Формы оценки: итоговое занятие, выставки, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки:
итоговое занятие, выставка работ.
Учет результатов обученности ребенка по программе фиксируется в
индивидуальной карте (Приложение №3).
3.3 Планируемые результаты
Обучаемые 1года обучения
будут знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-понимать значение терминов: орнамент, симметрия, ассиметрия, силуэт,
пятно, лепка, роспись;
-жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж)
-название народных художественных промыслов;
-творчество художников пейзажистов (Н. И. Шишкина, И.И. Левитана др.).
Будут уметь:
-пользоваться графическими материалами и инструментами;
-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-передавать движение фигур человека и животного;
-проявлять творчество в создании изделий;
-выполнять орнамент в круге, овале, прямоугольнике;
-формировать навыки совместной работы.
Обучаемые 2-го года обучения
будут знать:
-жанры и виды изобразительного искусства;
-разнообразные художественные выразительные средства живописи,
графики, скульптуры
-художников — сказочников (В.М. Васнецова, И.И. Билибина)
-что такое скульптура малых форм,
- особенности росписи в донской керамике.
Будут уметь:
-творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в
своих работах;
-создавать индивидуальные и коллективные работы, декоративные,
предметные и сюжетные композиции на тему окружающей жизни,
литературных произведений;
-высказывать эстетические суждения о произведениях искусства;
-моделировать художественно выразительные формы геометрических и
растительных форм;
-творчески применять нетрадиционные техники рисования в своих работах;
-проявлять творческий интерес к обсуждению выставок, собственных работ,
творческим успехам своих товарищей.
-использовать свои знания на тему «Мой край родной», «Донские казаки в
изобразительной деятельности
Предметные результаты
 развитие интереса к предмету,
деятельность,
33

включение

в

познавательную

 приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных
учащимися в ходе изучения предмета,
 уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность
человека;
 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами
художественного языка;
 создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
Личностные результаты
 готовность и способность учащихся к саморазвитию, общественной
активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни.
 учебно – познавательный интерес к художественному творчеству;
 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
 ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
 способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
 заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты
 усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
 развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности.
 умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ.
 Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
 учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
 адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
 применять навыки работы с разнообразными материалами и навыки
создания образов посредством различных технологий;
34

 Будут уметь вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
35

-учебно-наглядные пособия: наличие технологических карт, схем
последовательности рисования, лепки; альбомы по видам и жанрам
изобразительного искусства, серия наглядно дидактических пособий « Мир в
картинках»: «Авиация», «Водный транспорт» , «Автомобильный
транспорт»,»Спортивный инвентарь», «День Победы», «Деревья и листья»,
«Посуда», «Космос», «Домашние животные», « Насекомые», «Герои сказок»М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лыкова И.А. Демонстрационный материал. Изобразительная деятельность в
детском саду. Тематические папки: «Веселый цирк», «Далекий космос»,
«Динозаврики», «Домашний натюрморт», «Зоопарк», «Игрушки», «Кто
гуляет во дворе», «Кто пасется на лугу» и др. – М.: Цветной мир, 2014
Серия рабочих тетрадей «Искусство детям»: «Филимоновские свистульки,
«Жостовский букет», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись,
«Сказочная гжель, «Ситцевый лоскуток», «Секреты бумажного листа»,
«Простые узоры в орнаменте», «Городецкая роспись», « Акварельные
цветы», «Казачий костюм», шаблоны, модели работ.
Лыкова И.А. Индивидуальные рабочие тетради по художественному труду. –
М.: Цветной мир, 2011. Лыкова И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги.
Детский дизайн. Уч. - метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2015.
- развивающие, познавательные игры: «Чудесный мешочек» «Как краски в
гости ходили», «Что какого цвета», « Что лишнее», « Собери натюрморт»,
«Составь букет», « Построй здание», «Подбери пару», «Чего не хватает».
«Помоги Незнайке назвать знакомые росписи», «Симметричные предметы»,
«Составь узор» «Дорисуй предмет», «Преобразуй геометрическую фигуру»,
«Составь портрет», «Пляшущие человечки», « Дымковское лото»
Использование электронных ресурсов в образовательном процессе:
http://mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации;
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование";
http://school.edu.ru - федеральный портал "Российский общеобразовательный
портал";
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно доступа к
образовательным ресурсам";
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование
детей";
http://www.int-edu.ru - сайт "Институт новых технологий";
http://stranamasterov.ru – сайт "Страна мастеров ", посвященный
декоративно-прикладному творчеству.
http://www.solnet.ee , http://ped-kopilka.ru , http://bukashka.org ,
http://www.detkiuch.ru –сайты обучающих игр и развивающих программ для
дошкольников, их развития, воспитания, обучения и творчества

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
 Методика Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В (Приложение 3)
36

-Мониторинг

результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе.
-Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
 И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников»
 развивающие, познавательные игры:«Что какого цвета», « Что
лишнее», « Собери натюрморт», «Составь букет», « Построй здание»,
«Подбери пару», «Чего не хватает», «Помоги Незнайке назвать
знакомые росписи», «Симметричные предметы», «Составь узор»
«Дорисуй предмет», «Преобразуй геометрическую фигуру», «Составь
портрет», «Пляшущие человечки», « Дымковское лото».

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
37

1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.).
4.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный
07 декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
– Приказ №629).
9.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года

№ 816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
10.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
12.
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020
№ 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
38

дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
14.
Устав МБУ ДО Родионово-Несветайского района «ДДТ»
Список литературы для педагога
1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).
Мозаика – Синтез, 2001.
2.Астапенко Г.Д. Быт,обычаи,обряды и праздники донских казаков XVII-XX
вв. Ростов-на Дону. Изд. «Баро пресс. 2006 г.
3.Баймашова В. А. Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые - М.
:Издательство Скрипторий 2003, 2008
4.Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва.
Творческий центр Сфера, 2005.
5.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2008. -88
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 ч.. –
М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
6.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Москва. Просвещение, 2000.
7.Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
8.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток: Средняя, старшая,
подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010 -176 с. (Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем).
9.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
10.Компанцева Л.В. Дошкольникам о М.А. Шолохове и донском крае.
Методическое пособие. Ростов-на Дону «Терра» 2005
11.Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих
способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
12Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной
и познавательной деятельности дошкольников. Изда. дом «Карапуз» Москва
2009
13.Лыкова И.А. Занятия в ИЗО студии. Издат дом «Карапуз» Москва 2009
14.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое
пособие. Издат. Дом «Цветной мир» Москва 2010 г.
15.Лыкова И.А. Приобщаем малышей к народной культуре. Методическое
пособие. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
16.Лыкова И.А., Буренина А.И. и др. Талантливые дети: индивидуальный
подход в художественном развитии. – М.: Цветной мир, 2012.
17.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003
18.Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил. –
(Азбука рукоделия вместе с детьми).
39

19.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
(старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
20.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
(подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр
Владос, 2001.
21.Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. Учебно методическое пособие: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДАС.

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы по диагностике детей 1-го года обучения
Материал: Карточки для цветовой разминки, Иллюстрации с изображением
жанров изобразительного искусства, предметов народных промыслов,
Цветовидение (использование цветных карточек)
1вопрос. Покажите 3 основных цвета (красный, синий, желтый)
Почему мы их называем основными цветами? (при смешивании этих красок
мы получаем дополнительные цвета)
40

2 вопрос. Покажите все оттенки теплых цветов (все оттенки красного,
оранжевого, желтого)
3 вопрос. Покажите все оттенки холодных цветов. ( все оттенки синего,
голубого, фиолетового цвета)
4 вопрос. Какой цвет делает краски светлыми, прозрачными, легкими,
воздушными? (белый)
жанры изобразительного искусства.
Покажите:
-портрет. Что такое портрет? Его разновидности? (Портрет - картина с
изображением человека или группы людей.Портрет бывает - поясной, в
полный рост, детский, мужской, женский, парный, групповой,
профессиональный, автопортрет - это когда художник изображает самого
себя)
- пейзаж. Что такое пейзаж? Его разновидности?
(Пейзаж - изображение природы.Разновидности: городской, сельский,
морской, горный, временной, эпический, фантастический, космический,
лирический)
-натюрморт. Что означает слово «натюрморт»? (Мертвая природа)
Народные промыслы.
Задание. - Покажите изображение предметов:
-городецкой росписи. Расскажите о промысле. (Издавна Городец прославился
своими прялками. Предметы сделаны из дерева. В росписи изображаются
сказочные кони, птицы, сценки бытового жанра и обязательно гирлянды
цветов с листьями и ягодами. Название цветов - купавка, розан, бутон,
ромашка. Узор пишется от «пятна», а потом используется «оживка» - дуги,
точки, штрихи)
-дымковского промысла. Изделия изготовлялись из глины. Лепили игрушки
животных, птиц, людей. Основной фон в росписи - белый. Узор состоит из
колец, кругов, прямых и волнистых линий, точек, узора « сеточка»,
перекрещенных линий, овалов. В узоре используют яркие цвета.
Вопросы:
1.Кто такой художник, скульптор? (Человек, который рисует картины, делает
скульптуры и памятники.)
2.Что такое мольберт? (Подставка для картин, рисунков художника.)
3.Что такое палитра? (Керамическая плитка, бумага, стекло, где художник
смешивает краски.
Приложение 2
Вопросы по диагностике детей 2-го г. обучения Кружка « Палитра»
Материал: Карточки для цветовой разминки, Иллюстрации с изображением
жанров, видов изобразительного искусства, предметов народных промыслов,
иллюстрации картин В.Васнецова,
Предварительная работа: Беседы, развивающие игры и практические
занятия по жанрам и видам изобразительного искусства, по народному
декоративному творчеству,
41

Развивающие игры по музыкально-цветовой разминке,
Рассматривание картин, знакомство с творчеством В.Васнецова,
Цветовидение (использование цветных карточек)
1 вопрос. Покажите 3 основных цвета (красный, синий, желтый)
Почему мы их называем основными цветами? (при смешивании этих красок
мы получаем дополнительные цвета)
2 вопрос. Покажите все оттенки теплых цветов (все оттенки красного,
оранжевого, желтого)
3 вопрос. Покажите все оттенки холодных цветов (все оттенки синего,
голубого, фиолетового цвета)
4 вопрос. Какой цвет делает краски светлыми, прозрачными, легкими,
воздушными?
(белый)
5 вопрос. Покажите цвет краски, который получится при смешивании
o красного и синего (фиолетовый)
o желтого и синего (зеленый)
o красного и желтого (оранжевый)
o белого и красного (розовый)
o красного и зеленого (коричневый)
o черного и белого (серый)
o красного и черного (коричневый)
o белого и синего (голубой)
Виды и жанры изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства.
Покажите иллюстрации с изображением:
- скульптуры.
Какой материал использует скульптор в своих работах? (металл, камень,
дерево, стекло, глину). В чем отличие скульптуры от картин? \скульптура
имеет форму, объем, а картина плоская
- архитектуры. Что мы называем архитектурой?
Архитектура - это старинные постройки драмы, театры, музеи.
-предметов декоративно-прикладного искусства. Почему мы эти предметы
относим к декоративному искусству? (они украшаются узором, орнаментом)
-живописи. Что мы называем живописью? (картины написанные красками, в
цвете)
-графики. Что мы называем графикой? (работы, выполненные в чернобелом цвете или цветными карандашами, а так же книжная графика)
Жанры изобразительного искусства.
Покажите:
- портрет. Что такое портрет? Его разновидности? ( Портрет - картина с
изображением человека или группы людей)
Портрет бывает - поясной, в полный рост, детский, мужской, женский,
парный, групповой, профессиональный. Автопортрет - это когда художник
изображает самого себя
- пейзаж. Что такое пейзаж? Его разновидности?

42

(Пейзаж - изображение природы.Разновидности: городской, сельский,
морской, горный, временной, эпический, фантастический, космический,
лирический)
-натюрморт. Что означает слово «натюрморт»? (Мертвая природа)
Вопрос. Кто такой художник-анималист?
Ответ. Тот, кто изображает животных в рисунках, лепке.
«Мир сказки»
1 вопрос. Назовите работы художника-сказочника В. Васнецова
( «Богатыри», «Аленушка», «Птица радости и птица печали», «Коверсамолет», « Сказка о спящей царевне», «Царевна - несмеяна», «Кощей
бессмертный», «Царевна-лягушка»,
«Баян», «Витязь на распутье», «Иван - царевич на сером волке»)
2 задание. По фрагментам картины определить ее название.
Народные промыслы.
Задание. - Покажите изображение предметов:
- хохломской росписи. Расскажите о хохломском промысле (Посуда, мебель
сделаны из дерева.Основной фон, цвет в росписи:красный, золотистый,
черный; дополнительные цвета - желтый и зеленый. Используется
растительный орнамент: травка, ягоды, цветы, «кустик», «завиток»,
«трилистник», «пятилистник»)
-городецкой росписи. Расскажите о промысле. (Издавна Городец прославился
своими прялками. Предметы сделаны из дерева. В росписи изображаются
сказочные кони, птицы, сценки бытового жанра и обязательно гирлянды
цветов с листьями и ягодами. Название цветов - купавка, розан, бутон,
ромашка. Узор пишется от «пятна», а потом используется «оживка» - дуги,
точки, штрихи.)
-мезенской росписи. Мезенский промысел прославился своими прялками.
Посуда, мебель расписывались узором, состоящим из изображения птиц,
коней, оленей, деревьев, цветов, узоров в клетке. Основной цвет в росписи черный и красный. При росписи изделий используется «ярусный» способ
изображения - в нижнем ярусе изображались деревья, цветы, кони, олени, в
верхнем - обязательно птицы.
-дымковского промысла. Изделия изготовлялись из глины. Лепили игрушки
животных, птиц, людей. Основной фон в росписи - белый. Узор состоит из
колец, кругов прямых и волнистых линий, точек, узора «сеточка»,
перекрещенных линий, овалов. В узоре используют яркие цвета.
-филимоновского промысла. Промысел известен своими игрушкамисвистульками, сделанными из глины. Лепят животных, птиц, людей. В
отличие от дымковской игрушки, филимоновская - имеет вытянутую форму.
В росписи, в основном, используют фон глины. Узор состоит из колец,
прямых и наклонных линий, узора «елочка», «цветок». Основной цвет в
росписи - красный, зеленый, синий, немного желтого.
-богородского промысла. Промысел прославился своими игрушками,
сделанными из дерева. В основном используют дерево липу, т.к. это мягкий
податливый материал. Резчики сохраняют цвет дерева и не используют узор.
Изображают животных, птиц, людей.
43

-жостовский. Промысел прославился своими подносами, сделанными из
металла. Форма изделий - круглая, овальная, прямоугольная. Основной цвет
фона - красный, черный, синий, белый. В росписи изображаются живописные
гирлянды цветов, фруктов.
-Донского промысла. В Семикаракорске есть завод по изготовлению посуды,
сувениров из фаянса. В росписи используют белый фон. На нем изображают
казачьи, донские мотивы. Цвета палитры росписи - нежно-голубые,
сиреневые, все оттенки зеленого, желтого. Создается впечатление, что
расписаны изделия акварельными красками.
Творческое задание
Преобразуй фигуру (круг, квадрат, овал.) в какой-нибудь предмет или
животное

Приложение 3
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«ПАЛИТРА»
( в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка _____________________
Возраст __________________________________
Название д/о_______
Ф.И.О. педагога__________________________
Дата начала наблюдения __________________
Сроки диагностики

I год обучения

44

II год обучения

Конец I-го
полугодия
Показатели
1.Теоретическая подготовка
ребенка
1.1 Теоретические знания
а) основы цветовидения
б) виды,
в) жанры изобразительного
искусства
г) разновидности народных
промыслов
1.2. Владение специальной
терминологией
2.Практическая подготовка
ребенка
2.1 Практические умения и навыки
а) рисование с натуры
б) рисование по памяти
в) сюжетное рисование
г) приемы лепки
д) нетрадиционные техники
изображения
е) владение художественным
материалом
ж) коллективная, совместная работа
з) основы декоративной живописи
и)аппликационные навыки
2.2 Творческие навыки
3. Основные компетентности
3.1. Слушать и слышать педагога,
принимать во внимание мнение
других людей
3.2. умение организовать свое
рабочее место
3.3 аккуратность выполнения работы
3.4 навыки соблюдения правил
безопасности
Достижения воспитанника

45

Конец
учебного
года

Конец Iго
полугоди
я

Конец
учебного
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».